МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ГАРМОНИЯ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Изобразительное искусство и прикладное творчество.


Срок реализации: 4 года
Возраст детей: Начало обучения с 7 лет; Окончание обучения 11 лет
Составила: Э.Э. Сидорова

 
 

Дети со своими работами. Мои богатыри

ПРЕДИСЛОВИЕ


Перед Вами программа детской школы искусств"Гармония" г.о. Тольятти Самарской области. В данной работе обобщен опыт работы педагогов детских школ искусств города Тольятти и мой личный опыт как педагога, так и человека, работавшего в различных сферах деятельности в сложный период перестройки нашего общества.
Научно-техническая революция вместе с экономическими, политическими и другими вопросами выдвигает перед обществом необходимость уточнения критериев воспитания и образования. В прошлом старшие поколения оценивали успешность своей воспитательной работы, прежде всего, по тому, насколько им удалось передать детям накопленные знания, умения, навыки. Детей готовили к жизни в обществе, которое, как казалось взрослым, в главных чертах будет похоже на тот мир, в котором жили родители. Ныне положение вещей кардинально изменилось. Социальные преобразования в современном обществе приводят к мысли, что нашим детям жить в мире, который существенно отличается от сегодняшнего.
Кроме того, современная система образования в целом претерпевает ряд существенных изменений. На нынешнем этапе в России планомерно и последовательно осуществляется переход от всеобщего бесплатного образования, доставшегося нам в наследство от забытого уже СССР, к образованию платному, предполагающему самостоятельный выбор учащимися и их родителями (представителями) предметов и дисциплин, которые они считают для себя важными и возможными к освоению (изучению). При таком переходе важно сохранять и постоянно поддерживать интерес ребенка к процессу обучения. Особенно важно это в раннем возрасте, когда эмоциональное состояние ребенка способно воспринимать информацию на чувственном уровне, в возрасте, когда закладываются основные привычки будущего человека, в возрасте, когда родители охотнее верят в уникальность своего чада и не требуют значимых подтверждений его способностей для решения вопросов распределения семейного бюджета для расходов на образование (тем более, что в столь юном возрасте и расходы еще весьма незначительны). В этом возрасте очень важно сформировать устойчивый интерес ребенка к познанию мира, к постоянному получению новой информации и знаний. Кроме того, принципиально важно научить ребенка самостоятельно искать и получать эти знания из всевозможных источников.
Научить классифицировать полученную информацию на полезную и бесполезную, что является большой сложностью даже для взрослого человека в современном мире.
Это даст возможность любому ребенку, прошедшему обучение по этой программе, стать довольно образованным человеком в будущем, независимо от того, как сложатся обстоятельства его дальнейшего взросления.
Особым пунктом нужно подчеркнуть, что недостаточно привить интерес ребенку к "собиранию знаний", нужно научить его творчеству. Под словом Творчество здесь подразумевается весь глубокий процесс переработки сознанием человека полученных знаний и умений с целью создания нового продукта, продукта авторского, несуществующего до сих пор в известном ребенку мире.
Поэтому свою учебно-воспитательную работу мы должны оценивать не по передаче молодежи своих ценностей, знаний, умений, навыков, а скорее всего по результатам их подготовки к самостоятельным действиям и решениям в условиях, которых заведомо не было в жизни родительского поколения.

В программе отражена основная концепция авторской методики, принципиальная схема творческого развития детей, начиная с 7 летнего возраста до 11 лет ( период младшего школьного возраста), последовательно изложено направление обучения в каждом классе.
Программа по сути своей имеет четкую профильную направленность обучение изобразительному искусству и творческой деятельности. Но мы будем относить ее к общеразвивающим программам, - во-первых, исходя из того, что ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273 произведено определение дополнительных образовательных программ на два вида: предпрофессиональные и общеразвивающие (пункт1 части 4 ст. 12 и п.1 части 2 ст. 83); - во-вторых, исходя из того, что ребенок до 11 лет еще не в состоянии определиться со своей будущей профессией, и в этом возрасте должен развиваться, получая как можно больше навыков и знаний для дальнейшего самоопределения.
Программа закладывает основу для дальнейшего обучения и воспитания человека – Творца в той области, которая волей ребенка или волей случая выпадет каждому, пока еще маленькому человечку в жизни. Творца необходимого нашему обществу намного скорее, чем нам это представляется.

Предлагаемая программа является второй частью общего плана обучения детей в ДШИ. Она рассчитана на четыре года (3 года 10 месяцев) обучения детей с возраста 7 лет. Первой частью этого плана является программа подготовительного отделения, рассчитанная на один год обучения-подготовки ребенка к школе (возраст 6-7 лет). Третьей частью является программа предпрофессионального обучения ребенка творческой деятельности в сфере изобразительного искусства и подготовки его к поступлению в профильные высшие учебные заведения, либо самостоятельной дальнейшей реализации своих знаний на практике (программа рассчитана на 5 лет обучения)
Программа является частью системы комплексного развития творческого потенциала личности средствами изобразительного искусства.
Система комплексного развития творческого потенциала личности состоит из следующих направлений деятельности школы:

1. Учебно-методическая деятельность:
- Создание методики работы с детьми, исходя из принципа, что "Неталантливых детей не бывает".
В основе концепции лежит поиск и развитие творческого потенциала личности, проходящие через все учебные предметы и соответствующие задачам обучения:
- воспитание у учащегося способности к саморазвитию и к образованию;
- развитие наблюдательности и научно-художественного видения предметов и природных форм;
- развитие образно-логического мышления;
- обучение основам изобразительной грамоты;
- обучение основам композиции;
- изучение свойств художественных средств и технологий работы с ними, (в том числе компьютер рассматривается как средство изображения)
- расширение кругозора ребенка беседами об искусстве, закладывание способности к анализу;
-формирование умения у ребенка использовать полученные знания на практике;
- формирование основ проектного мышления.
Комплексное проведение указанных задач позволит сформировать основу для творческой личности, научит ребенка мыслить нешаблонно, разовьет его воображение. А получение опыта использования умений и навыков на практике заложит основу созидательного творчества.
2. Создание условий самореализации личности:
- Создание условий для самореализации личности – необходимое условие для развития творческого потенциала. Каждый ребенок должен иметь возможность почувствовать себя творцом произведения, создаваемого по своему замыслу:
- создание и проведение проектов с участием всех детей отделения. Например, проект оформления холла школы, когда каждый отдельный ребенок принимает посильное творческое участие в процессе создания общего интерьера. Это могут быть коллективные работы учащихся или индивидуальные работы, подчиненные общему принципу дизайна, сформированного преподавателем. (фото с деревом, с аркой, вход в класс)
- создание проектов, позволяющих учащимся почувствовать нужность своих умений и навыков для окружающего мира. Например, создание серьезных творческих работ для украшения интерьера городской больницы или детского сада.
Эти работы еще непосильны для самостоятельного выполнения учащимися, они выполняются под руководством преподавателя с помощью родителей. Помощь родителей для реализации детских проектов приветствуется в процессе обучения по данной программе. Это не только дает возможность ребенку привести в исполнение свои замыслы, это еще укрепляет отношения в семьях школьников, повышает внимание и интерес родителя к деятельности ребенка, поднимает авторитет младшего поколения к старшему (у родителей многое получается лучше в силу более развитой моторики рук и жизненного опыта). Все это является важным для воспитания полноценного человека для общества.
- организация ежегодных представлений и праздников с участием детей музыкального и хореографического отделений, где учащиеся художественного отделения оказывают посильную помощь в оформлении сцены и декораций.
3. Выставочная работа и участие в различных конкурсах и выставках.
Активная выставочная деятельность дает возможность учащимся показать и оценить свои работы, что имеет большое значение в самоопределении личности ребенка. Каждый год ДШИ "Гармония" участвует не менее чем в пяти конкурсах городского, российского и всесоюзного уровней. За последний год младшие школьники нашего отделения стали дипломантами городского конкурса "Рождественская открытка" (3 место среди художественных школ города), городского конкурса-выставки "От увлечения к мастерству" (гран-при в категории "Юниор"), и т.д. Регулярно проходит выставка работ учащихся в фойе ДШИ и рекриациях общеобразовательной школы, на территории которой мы находимся.
4. Издательская деятельность.
Для успешного претворения в жизнь системы комплексного развития личности ДШИ "Гармония" регулярно готовит к изданию и выпускает сборники музыкальных произведений юных авторов как в печатном, так и в дисковом варианте. Эти сборники традиционно иллюстрируются работами юных авторов – художников. Ежегодно издаются календари с изображением лучших работ юных художников. К городским мероприятиям издаются плакаты, освещающие проекты, реализованные учащимися ДШИ.
Все перечисленные направления деятельности школы, включающие методическую, учебную, просветительскую, выставочную, издательскую способствуют созданию системы, позволяющей любому ребенку чувствовать себя творцом и получать полноценное развитие своего творческого потенциала. Раскрытие потенциальных креативных способностей ребенка, условия для познания ребенком окружающего мира и осознания им своего места в нем как творца, - важные условия начала становления человека, необходимого для нашего общества.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Что легло в основу программы.

Я всегда задаю себе вопрос: Почему при таком большом количестве школ изобразительного искусства в России так мало людей, в итоге, умеют рисовать? Я не говорю уже о том, что еще меньше людей становятся художниками, и совсем единицы становятся значимыми художниками. Под значимыми художниками я понимаю тех единичных личностей, которые принесли в искусство что то новое, что то ранее не существовавшее в нем, и тем оставили свой след для будущих поколений.
Ответ на этот вопрос мне подсказали дети. Они рисуют, как себе это представляют, а не как знают, потому что они еще ничего не знают. У курицы может быть четыре ноги, а у лошади поросячий хвост. Но детей это не смущает. Многие из них к 7 летнему возрасту еще ни разу не видели живую курицу или лошадь. Они видели мультфильмы про смешариков, - а Вы сами их посмотрите и попробуйте сформировать свое представление о животном по этому мультику. Лось получится круглым шариком с рогами! Это забавно, когда Вы уже знаете, как выглядит лось на самом деле. А когда не знаете…? Когда дети взрослеют, они понимают, что лось не похож на шарик, но их знания о строении того или иного животного, по прежнему, остаются очень поверхностными. Поэтому они перестают рисовать как неправильно, но не могут нарисовать правильно. Итог – они просто не рисуют.
Это очень схематичное описание, но, к сожалению, очень близкое к действительности. В художественных школах и ВУЗах мы учим людей, как правильно изображать то, что имеем перед глазами. Мы даем базовый набор знаний и умений. Но ни одно художественное учебное заведение на сегодняшний день, насколько мне известно, не ставит перед собой задачи заставить ученика понимать этот мир. Ибо понимать – задача сложная. Нужно много знать, чтобы судить, и невозможно столько знать, чтобы понять. А творец – это, по сути своей, мыслитель, который выражает свои мысли на холсте, кто-то на бумаге, красками либо чернилами не суть важно. Важно, что у него есть мысли, отличные от большинства населения, и он способен их выражать.
Эта программа призвана, в основном, развить у ребенка способность мыслить. Это очень непросто. В наш век навязчивой рекламы, в обществе потребления, когда можно прожить всю жизнь ни разу не задумавшись, это почти невероятно. Но если этого не сделать, то кто же будет мыслить за нас через двадцать ближайших лет? И как же можно вырастить творцов без этой простой способности? Весь прогресс человечества основан на чьей то способности мыслить и изобретать. Это я называю творчеством. Эту способность мы и будем искать, прививать, культивировать, используя природное желание ребенка изображать мир яркими инструментами.

СПЕЦИФИКА ПРОГРАММЫ
«Изобразительное искусство и прикладное творчество»

Ориентированность на развитие личности.
Обеспечение творческого и духовно-нравственного самоопределения ребенка. Воспитание творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира.

Созидательность – главная черта любого творчества.
Создание своего образа и воплощение его в материале – конечный результат работы по любой изучаемой теме. Такая работа требует и умения рисовать, и знаний, и сообразительности, и изобретательности, и настойчивости в достижении цели.

Эрудиция - как основа творческой мысли.
Наличие знаний в различных областях технического, исторического, естественного характера – основа полноценного творческого процесса. Беседы об искусстве содержат рассказы не только касающиеся изобразительных искусств. Для мальчиков интересно искусство боя, для девочек искусство организации балов. В процессе работы педагог дает детям знания различного характера, которые могут пригодиться для реализации конкретной текущей темы и в дальнейшей жизни ребенка.

Вариативность.
Индивидуальность. Темы подобраны таким образом, чтобы разные дети с разным уровнем владения мастерством могли достичь результатов в каждом конкретном задании.
В этом возрасте ребенок имеет природную способность хорошо чувствовать. (Это помогает ему выживать на первых годах жизни).
Сохранение интуиции – немаловажная задача педагога. На начальном этапе мы не разделяем детей на детей с богатым воображением и детей с шаблонным мышлением. Педагог воспринимает учеников такими, какие они есть, чередуя задания традиционные и творческие. К четвертому году обучения мы ориентируемся на индивидуальную траекторию развития личности.

Свобода самовыражения.
На уроках не предполагается требования жесткой дисциплины и тишины в классе. Приветствуется создание непринужденной обстановки, предполагающей как общение, так и выплески эмоций. Ребенок усваивает материал без давления, по собственному желанию, а педагог создает это желание собственным авторитетом и компетентностью.
Ориентированность на образно-логический характер мышления.
Ребенок может придумывать разные нереальные образы. А придать им логический характер – дело более сложное, но необходимое для реального творчества. Упражнения способствуют развитию дивергентного мышления, трансформированию и переосмыслению образов, упорядочению ассоциаций. Развитие такого образа мышления делает ребенка пригодным в дальнейшем к любой творческой деятельности.
Развитие пространственного мышления и художественно-конструктивного видения.
Соотношение пропорций, объемов, соразмерность предметов – необходимое условие для дальнейшего освоение профессий художественной направленности. На уроках лепки и рисования этому уделяется внимание, постепенно возводя способность к сравнению и определению положения предмета относительно другого в привычку ребенка.
Изучение внутренней структуры объектов. Не срисовываем, а строим. Учимся понимать, что за внешней оболочкой каждого объекта находится внутренняя конструкция его устройства. Задания на макетирование закрепляют эту способность.
Комплексность.
Ребенку трудно одновременно параллельно вести несколько разных тем. Программа рассчитана на преподавание предметов таким образом, чтобы основная тема проходила через всю деятельность до логического завершения. Предполагается совмещение предметов и проведение всех предметов одним преподавателем.
Синтез искусств.
Мы не делаем четкого деления на рисование красками, лепку из глины и черчение карандашом. Многие задания выполняются как смешением техник и инструментов внутри изобразительного искусства, так и прикладываются к другим видам искусства. Например, делаем кукол для театра и играем с ними ролевые спектакли.
Новые технологии.
Компьютерные технологии преподносятся детям как инструмент для творчества. Преподаватель знакомит детей с азами пользования графических программ, показывая лично, как можно с помощью того или иного инструмента в программе создать или поправить изображение. Объясняет детям, что с помощью этого инструмента создаются мультики и фильмы, которые они любят смотреть. При возможности, дает детям попробовать простые функции программ. Также преподаватель учит детей, как правильно искать нужную информацию в сети интернет и учит не терять время на пустые и вредные увлечения, поясняя цели и специфику их работы.
Коллективный характер творчества.
В современном мире все меньше востребованных видов индивидуального искусства и все больше произведений создается коллективами: кино, компьютерные игры, архитектурные ансамбли… Такие же тенденции наблюдаются во всех сферах науки, культуры, техники. Индивидуальное участие в общем деле становится необходимым умением. Совместная деятельность воспитывает чувство общности между детьми, преподавателем, родителями, создает приятную творческую атмосферу в коллективе и дает необходимый опыт для дальнейшей жизни.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ.
Цели.

Основной целью программы является формирование особого типа личности, отличающегося высокими творческими и созидательными способностями. Личности гибко мыслящей, воспринимающей и анализирующий окружающий мир, способной к самообучению и саморазвитию и самореализации, обладающей первоначальными знаниями и навыками профессионального творчества. Для наиболее способных к изобразительным искусствам детей закладывается фундамент в целях продолжения художественного образования. Для всех детей закладывается фундамент в целях выбора и получения глубокого образования.
Формирование способности ребенка к наблюдению и анализу, к пониманию процессов и отбору поступающей информации – является важной целью программы. ИЗО – это предмет, где есть возможность побочно дать ребенку основы процесса размышления и анализа. Используя природную склонность к несложной интересной изобразительной деятельности, мы учим наблюдать, сравнивать, искать причины, выделять главное и второстепенное. Мы формируем свое видение и свое мнение, выражая его пока на бумаге изобразительными средствами.
Способность противостоять чужому общепринятому мнению становится с каждым днем задачей все более актуальной и более трудной. Век навязчивой рекламы и развитие общества потребления не идет на пользу творческим способностям индивида. Пропаганда сытой жизни, где все можно купить за деньги, не способствует желанию людей к совершенствованию. С каждым днем становится все меньше людей, желающих даже что-то делать своими руками, не говоря уже о желании создавать что-то новое. Научить ребенка производить и создавать своими руками, заставить его понимать, что все в жизни дается трудом и напряжением, - также является целью программы. Развеять миф о том, что «миллионы могут упасть с неба», «слава может прийти случайно», что «может повезти», а «за деньги можно получить все» - немаловажная задача педагога.
И еще одна цель – Создать у ребенка желание получать знания. Формирование интереса к учебе.
Человек по своей природе ленив. Тысячи лет эволюционного развития не проходили для человека так гладко и сыто, как живем мы сегодня. Человеческий организм был вынужден одаптироваться к сохранению энергии, полученной от питания, ибо не был уверен в своевременном получении достаточного питания в следующий период. А работающий мозг человека потребляет до 40% энергии. Совсем немного времени мы существуем как вид при условиях, позволяющих тратить, полученную организмом энергию, не экономя. В юном возрасте у ребенка еще не сформировано сознание и ответственность за свое будущее, он не может думать о том, что знания и умения пригодятся ему в дальнейшей жизни. Многие родители решают эту проблему за ребенка. Но многие - не решают, они сохранили привычку к тому, что эту проблему должно за них решить государство, как и было в системе образования ранее (государство предлагало стандартный широкий пакет обязательных дисциплин к обучению, широкий спектр бесплатных кружков и секций, и обязывало детей посещать одну или более, посредством воспитательной работы педагогов). В этой программе актуальная задача преподавателя – привить ребенку интерес к получению информации, интерес к познанию мира, интерес к разнообразным наукам, культуре, искусству, интерес к учебе. Это позволит многим детям развиваться в дальнейшем, не закроет перед некоторыми детьми двери в мир знаний в раннем возрасте.

Задачи.

Главная задача курса - воспитание творческой личности.
Для решения этой основной задачи, ставятся различные задачи на каждый момент обучения.
Каждая задача, поставленная в период обучения, формирует определенную сторону творческой личности ребенка. Все задачи ведутся параллельно и последовательно в целях достижения целей программы.
- Формирование осознанного восприятия окружающего мира;
- Обучение основам изобразительной грамоты и рисования;
- Обучение законам композиции;
- Обучение навыкам и умениям обращения с разнообразными материалами и инструментами, как средствами художественной выразительности;
- Развитие образно-логического мышления;
- Развитие пространственного мышления;
- Изучение художественной культуры и национальных традиций и умение применять эти знания в творчестве;
- Воспитание способности к самореализации и саморазвитию.


ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Данная программа является вторым блоком общей системы обучения Изобразительному искусству и прикладному творчеству в ДШИ «Гармония». (Первый блок – Программа подготовительного отделения, второй блок – данная программа для младших классов, третий блок – основная предпрофессиональная программа, четвертый блок – индивидуальные программы специализированной подготовки по выбранной специальности)
Названия основных преподаваемых предметов сохранено традиционно, как рекомендовано мин. Культуры РФ и федеральным государственным стандартом. Программа с 7 до 11 лет обучения содержит основные предметные области
Художественное творчество:
учебные предметы
«Основы изобразительной грамоты и рисования»,
«Прикладное творчество»
«Лепка»
и предметную область Истории искусств
«Беседы об искусстве»
Количество часов в неделю идет по возрастающей от первого к четвертому классу, от 4часов /неделю до 7 часов/неделю, прибавляя по одному часу на каждый следующий год обучения, что предусмотрено для общеразвивающих программ. В целях полноценного предпрофессионального развития этих детей количество часов в третьем и четвертом классах формируется из предложенного минимума часов «Рекомендаций» и участия родителей (законных представителей) детей.
Предпрофессиональная программа предлагается особо одаренным учащимся, начиная с возраста 11 лет (5 класс образовательной школы), куда осуществляется набор детей на конкурсной основе. Младший школьный возраст занимаются все дети, исходя из принципа, что в этом возрасте в каждого ребенка можно заложить стремление к творчеству и неталантливых детей не бывает.
Предметы вариативной части даны небольшими блоками-включениями в предметы области Художественное творчество. Выделение их в отдельные дисциплины не предусмотрено в этой части обучения, оно будет проходить в третьем блоке системы.

Учебный предмет «Основы изобразительной грамоты и рисования»

Обучение основам изобразительной грамотности проходит соответственно естественному развитию ребенка.
В возрасте 7 лет работа выполняется плоской, даются основы графики и цветоведения (учимся смешивать цвета), выполняются работы гуашью, карандашом, ручкой черной. Делаются первые попытки передать объем и планы (ближе – дальше). К 10 годам у учащихся развивается умение видеть и передавать основные пропорции и цвет предметов с натуры. Даются понятия перспективы, светотени, конструктивного рисунка. С третьего класса предлагается освоение акварельной техники, пастели. Параллельно с первого по четвертый класс даются основы композиции, умения располагать предметы на листе бумаги, понятия симметрии и асимметрии, масштаба, пропорции. Тематически занятия по этому предмету могут совмещаться с занятиями по «Беседы об искусстве».
Развитие образно-логического мышления тесно связано с фантазийностью детских рисунков. Задания на ассоциации, переосмысления, обобщения, трансформации и фантазию, выполняя которые ученик проявляет свои способности рисовать и мыслить одновременно, обязательны к содержанию заданий в рамках этого предмета.

Учебный предмет «Прикладное творчество»

Данный предмет предлагает освоение многообразия материалов и средств художественного творчества. Работы выполняются не только кистью. Кусочки бумаги и картона, нитки и обрезки ткани, краски для батика, роспись керамики, дерева, витраж, и другое, что только доступно для освоения по средствам родителей или спонсоров.
Задания по предмету даются таким образом, чтобы ученик чувствовал нужность и актуальность своего творчества в окружающей его реальности. Готовыми работами украшаются кабинеты, холлы школы, делаются подарки мамам и учителям. Всячески подчеркивается функциональность и эстетичность полученного продукта.
При подаче тем народного искусства и народных традиций этот предмет совмещается с учебным предметом «Беседы об искусстве» тематически. Дети расписывают доски под хохлому, шьют куклы в народных костюмах.
Ребенку в этом возрасте не хватает умения создать качественное готовое изделие. Приветствуется проведение многочисленных открытых уроков и помощь родителей в осуществлении детских идей.
Компьютерный блок – серия занятий по теме дается в рамках этого предмета в возрасте 10 лет как прикладной инструмент для создания графических картинок и «нарисованных персонажей для игр».

Учебный предмет «Лепка»

Лепка – предмет направленный на освоение объема предметов, на развитие пространственного и конструктивного мышления. Все четыре года основным материалом для освоения этого предмета предлагается глина. Это легкий и интересный для детей материал. Проводятся беседы по технологии керамики. Изделия обжигаются и расписываются. Изучаются народные промыслы Дымковская игрушка, Абашевская, Филимоновская. Эти занятия совмещаются с Беседами об искусстве.
Пластилин дается крайне редко, только для ознакомления с материалом. В этом возрасте лепить из скульптурного пластилина детям еще очень сложно, а работа цветным пластилином сбивает ребенка от видения объема к видению цвета. Для разносторонности заданий при достижения целей конструктивного и объемного видения предметов, даются задания по конструированию из бумаги, картона с помощью клея или скрепок. По возможности используются самозатвердевающие массы.
В каждом классе уделяется последовательное внимание передаче объема, характера , деталей вылепленных предметов и композиций.

 

Учебный предмет «Беседы об искусстве»

Данный предмет на протяжении всего процесса обучения дается в составе предметов области Художественного творчества. Слушать теоретические рассказы, даже с картинками и фильмами отдельными уроками учащимся младшего школьного возраста трудно. После занятий в общеобразовательной школе, где ребенок 5 часов подряд провел за партой, слушая учителя, заставить его еще посидеть часок и послушать – это не очень хорошая мысль. Совмещение предметов дает возможность преподавателю ненавязчиво, якобы для пояснения темы и обсуждения темы с детьми дать ребенку необходимые знания в нужной области. Это имеет большую результативность и в плане запоминания информации и в плане ее осмысления на практике.

Результатом освоения программы является ( согласно Рекомендациям к минимуму содержания (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ))
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
в области художественно-творческой подготовки:
- знаний основ цветоведения;
- знаний основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
- умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
- навыков организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
- навыков передачи формы, характера предмета;
- знаний основных средств выразительности декоративно-прикладного искусства;
- умений копировать, варьировать и самостоятельно выполнять изделия декоративно-прикладного творчества, народных художественных ремесел;
- навыков работы в различных техниках и материалах;
- навыков подготовки работ к экспозиции.

в области историко-теоретической подготовки:
первичных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области изобразительного искусства,
- первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области декоративно-прикладного искусства;
выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области изобразительного
искусства, великих мастеров изобразительного искусства/дизайна/ архитектуры;
- знаний основных средств выразительности изобразительного искусства/дизайна/архитектуры;
- первичных знаний о видах народного художественного творчества;
- знаний наиболее употребляемой терминологии изобразительного искусства/дизайна/архитектуры.
- знаний наиболее употребляемой терминологии декоративно-прикладного искусства, народных художественных ремесел.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
Методика преподавания учебных предметов предусматривает большую вариативность и комплексность их подачи учащимся. Все предметы ведутся одним преподавателем. Он имеет возможность объединять предметы и предметные области в целях наиболее интересной подачи материала учащимся и для лучшего достижения результативности обучения. Задания даются преподавателям по темам, а поставленные задачи соответствуют содержанию учебных предметов. Результат выполнения оценивается, соответственно, по предмету, задачи которого были превалирующими.
Задания по каждому предмету распределены согласно возрастным особенностям учащихся.

От познания мира к творческому воплощению мысли – основной метод программы.
Информация самого разнообразного характера, обеспечивающая культурное и нравственное развитие ребенка является необходимым условием для развития мысли и реализации мысли в работе ребенка.
Постепенность восприятия учебного материала.
Путь от простых посильных понятных задач к выполнению длительных многоэтапных работ. Не все получается с первого раза, но дети не склонны к переделыванию работы. Путь от простого к сложному мы проходим столько раз, сколько необходимо, каждый раз повторяя нужное задание с новой темой, чтобы ребенок не мог заподозрить тактику преподавателя.
Последовательность и планомерность.
Творческий процесс строится преподавателем таким образом, чтобы учащийся мог запланировать нужный объем работы по теме и последовательно выполнить все операции для достижения результата. Приветствуется реализация кратковременных проектов при участии детей. Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности процесса обучения за счет смены характера работы (рисуем, лепим, шьем, моделируем…), тем, материалов (батик, кукла, керамика,…), масштабов (размеры работ, длительность работ), форм (коллективная, индивидуальная) обучения. Участие в общей работе по оформлению интерьеров, праздничных мероприятий. Создание игровых ситуаций для повышения интереса усвоения учащимися материала. Снятие стресса и напряжения детей непринужденной обстановкой во время урока.
Стимулирование творческой активности учащегося. Использование прогрессивных художественных материалов и технологий (ресфейдер, артмасса, компьютерная графика).
Обеспечение соответствия выбора художественного материала замыслу. В этом возрасте данную задачу должен решать и обеспечивать наставник учащегося. Ребенок 7-10 лет может уметь хорошо фантазировать, но не имея знаний материалов и опыта владения ими, не может сделать грамотный выбор самостоятельно.
Стимулирование образно-логического мышления, пространственного мышления и художественно-конструктивного видения в творческих работах учащихся.
Стимулирование сообразительности, неординарности, изобретательности в замысле и в реализации замысла. Задача формулируется перед учащимися таким образом, чтобы могло существовать множество ее решений разными способами, что развивает дивергентное мышление учащегося.
Стимулирование самостоятельности и индивидуальности выполнения задания, самоопределения, самоутверждения учащегося в роли творца.
Предоставление возможности самореализации учащихся, обеспечение практического воплощения их идей в жизнь с помощью других исполнителей (родителей).
Требование завершенности работы, грамотности исполнения задания, художественной привлекательности работы. Независимо от характера работы, набросок или проект, работа должна стремиться соответствовать художественному вкусу.
Требование рефлексии, анализ результатов работы.
Поощрение успехов.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Принцип цикличности заложен изначально, ибо данная программа является вторым блоком общей системы обучения Изобразительному искусству и прикладному творчеству в ДШИ «Гармония». (Первый блок – Программа подготовительного отделения, второй блок – данная программа для младших классов, третий блок – основная предпрофессиональная программа, четвертый блок – индивидуальные программы специализированной подготовки по выбранной специальности) Блоковый принцип заключен в объединении разных предметных областей и предметов в заданиях, направленных на формирование качеств творческой личности. В одном задании могут быть совмещены Беседы об искусстве (тема народный костюм), основы изобразительной грамоты (рисуем эскиз девушки в костюме) и декоративная композиция (рисуем орнаменты и выполняем куклу в материале текстиль). Или: тема Искусство древней Греции - лепка (лепим кратер из глины) – роспись кратера сценами о подвигах Геракла. Принцип от простого к сложному прослеживается по всему циклу обучения и соответствует возрастным особенностям, возможностям учащегося воспринять материал. (от плоского изображения до объемного, от одной фигурки до композиции) Принцип «от знаний к творчеству» Любое творческое задание начинается со знакомства ребенка с предметом, темой, обстоятельствами, историей, технической стороной выбранной темы. После получения информации начинается выполнение работы. По ходу работы дается дополнительная информация, требуемая ребенку для развития мысли и выполнения задания. Принцип « от увлечения к мастерству» Увлеченный человек способен преодолеть любые трудности, а мастерство требует приложения немалого труда. Роль преподавателя заинтересовать, зажечь в ребенке интерес к выполнению задания. Принцип «натура – основа рисования» Любое творческое задание обеспечивается необходимым натурным материалом для грамотного изображения предметов. Принцип сезонности. В годовом графике учтены особенности сезонов и даты календарных праздников. Это позволяет приурочивать конкретные темы заданий к общему настроению учащихся и среды. (Оформление зала к Новому году, подарок маме к 8 марта, пленер к цветению яблонь в школьном саду) Проектный принцип. Все художественные дисциплины подчинены одному процессу творчества. Идею интегрирует педагог, он ведет в классе все занятия по предметам, необходимым для получения конечного результата задуманного им проекта. Дети проходят под его руководством путь от замысла до реализации, самостоятельно выполняя эскизы, элементы, осваивают материал, … и учатся проектной деятельности, которую в старших классах (третий блок общей программы) будут вести самостоятельно.

 

Программа может постоянно обновляться дополняться и совершенствоваться. Ее реализация во многом зависит от личности педагога, его знаний, профессионализма, общей эрудиции и творческого подхода к самой программе. Сохраняются основная принципиальная схема построения программы и специфические особенности. А сами задания, темы могут варьироваться по желанию педагога в соответствии с его прежним профессиональным опытом в сфере искусства и художественной деятельности.
Привязки к рабочей программе и календарно-тематическим планам также не могут быть жесткими. Невозможно предугадать заранее и заложить в план характер и время создания конкурсных работ, участие в некоторых городских проектах и выставочную деятельность. Также климатические условия могут не соответствовать намеченному плану пленера.
В обязательном порядке сохраняются цели и задачи программы. Независимо от выбранного педагогом способа реализации, программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, на формирование личности творца, человека нового мышления, способного познавать, понимать и преображать окружающий его мир.

1 класс.

Предметы обучения/Часы в неделю
Основы изобразительной грамоты и рисования 1
Прикладное творчество 1
Лепка 1
Беседы об искусстве 1
Итого: 4

Из расчета 34 недели в учебном году для 1 класса дается 34 часа по каждому предмету, всего 136 часов в год. При желании родителей и принятии ими соответствующего решения, количество часов по предметам может быть увеличено, но не более чем в два раза. Календарно-тематический план составляется отдельно по каждому году обучения с учетом каникул и календарных праздничных дней, установленных государством.

Содержание занятий.
Принцип построения программы блоками с совмещением предметов соблюдается с самого начала обучения в школе. Темы предметов, указанных выше, гармонично комплектуются в задачи для учащихся с учетом возрастных особенностей восприятия учебного материала.
В первом классе изучаются свойства художественных материалов: гуаши, бумаги, туши. Выполняются первые задания на средства композиции (контраст, симметрия). Большое значение уделяется заданиям на развитие моторики рук, на правильное владение кистью. Даются основные понятия изображения объема (свет – тень, ближе – дальше). Изучение мировой художественной культуры в первом классе включает две основные темы: Русские народные промыслы и беседы о культуре Древнего Египта.

Основы изобразительной грамоты и рисования.
Знакомство с гуашью начинается с изучения ее цветности, укрывистости, непрозрачности. Первые работы выполняются гуашью без предварительного наброска карандашем на бумаге формата А3. С первых занятий учащиеся учатся располагать правильно предметы на бумаге, композиционно компоновать на листе изображение. Недостаток изобразительных навыков и знаний строения анатомии животных заменяется основами декорирования (изображение орнаментов, цветных пятен). Знакомясь с материалом тушью, ученики работают перьями и кистью, делая линии разной толщины. При изучении народных росписей делается акцент на владение кистью и сочетание цветов. Преподаватель предлагает задания на исполнение элементов народных росписей гжель, хохлома, городец. Со второго полугодия вводятся задания на рисование предметов с натуры (фрукты, цветы)

К программе ИЗО фото стендов К программе ИЗО фото стендов

Прикладное творчество.

Предлагаются задания на использование ножниц, клея, бумаги. Учащиеся делают первые объемные макеты (петушок на палочке из картона в стиле городецкой росписи, матрешка под хохлому, подвесные новогодние снежинки и хлопушки) и учатся пользоваться инструментами. Дымковская роспись изучается на практике расписывания слепленных детьми на лепке глиняных игрушек. Предлагаются темы на создание коллективных работ, где каждый ученик выполняет отдельный элемент, а потом вместе складывают композицию на большом листе.

Русская армия всех сильней! С Новым годом!

Лепка.
Учебный год первоклассника начинается с освоения материала глины. Тематика работ – простая народная игрушка (дымковская, филимоновская, абашевская), персонажи детских сказок. Сначала исполняются самые несложные фигурки: птичка, лошадка. Сначала лепятся цельные фигурки, в конце года полые. Изучаются основные приемы работы с глиной (работа с пластом, выбирание лишней массы внутри поделки). Ведутся теоретические беседы по промыслу керамика, виды и технологии росписи керамики. Роспись керамики школьниками первого класса выполняется гуашевыми красками по обожженной глине, либо по грунтованной белым акрилом.
В конце года составляется общая композиция из слепленных обожженных и расписанных домиков «Сказочный город».

Беседы об искусстве.
Как мы уже говорили выше, беседы об искусстве не выделяются в отдельный предмет, они ведутся параллельно другим предметам в составе заданий по темам.
Преподавание художественной культуры начинается с русского народного творчества. Образность, наивность и цветность проще для детского восприятия. Промыслы изучаются и сравниваются. Выполняются практические работы на каждую тему.
Ведутся беседы о различных видах искусства. Предпочтение отдается изобразительным искусствам, но и по другим видам предоставляется разнообразная информация.
Постижение азов мировой культуры начинается с изучения наскальных изображений.
Искусство древнего Египта изучается по основным темам, дающим знания об этой цивилизации. На практических занятиях дети пробуют изобразить пирамиду и египтянина по канонам, играют в придумывание собственных иероглифов.

Основные знания и навыки учащихся по окончании первого класса.

Теоретические:
- Знать основные свойства художественных материалов и традиционные способы использования гуаши, туши, картона, глины;
- Знать видимые особенности устройства окружающего мира: видеть красоту, понимать строение предметов, видеть цвет и знать: почему небо голубое, а при закате красное, … задумываться над вопросами: почему у птицы перья, а у собаки шерсть?, почему здания не падают?, почему реклама сильно привлекает внимание?...;
- Знать основные средства композиции: линия пятно, контрасты цвета, размер, форма;
- Знать цвета: открытые, смешанные, теплые, холодные, оттенки цвета;
- Знать основные русские народные промыслы, различать их по материалу, форме, цветовой и графической характеристике (Дымково, Филимоново, гжель, хохлома);
- Знать основные виды искусства;
- Знать, как выглядели первые памятники архитектуры (дольмены, менгиры, кромлехи) и наскальные изображения;
- Знать о культуре Древнего Египта: кто такой фараон, названия основных пирамид и цели построения пирамид, представления о фресках, о костюме древнего египтянина, о канонах Египта, о назначении иероглифов;
- Знать наиболее употребляемую терминологию изобразительного искусства.

Практические:
- Уметь смешивать цвета на палитре;
- Уметь пользоваться различными художественными материалами и инструментами: красками, карандашом, клеем, бумагой, картоном, глиной и другое.
- Уметь делать зарисовки предметов с натуры и по памяти;
- Уметь применять полученные знания и навыки в творческой работе;
- Уметь грамотно компоновать изображение на бумаге;
- Уметь заканчивать работу до художественной привлекательности;
- Уметь использовать знания о средствах композиции в работе;
- Уметь творчески на практике использовать знания мировой художественной культуры;
- Уметь выполнять простые предметы и элементы народных промыслов;
- Уметь выражать задуманный замысел на бумаге и в материале: картоне, глине;
- Уметь работать в коллективе.

2 класс.

Предметы обучения/Часы в неделю
Основы изобразительной грамоты и рисования 1
Прикладное творчество 2
Лепка 1
Беседы об искусстве 1
Итого: 5

Из расчета 34 недели в учебном году для 2 класса дается 68 часов по предмету «Прикладное творчество» и по 34 часа по остальным предметам, всего 170 часов в год. При желании родителей и принятии ими соответствующего решения, количество часов по предметам может быть увеличено, но не более чем в два раза. Календарно-тематический план составляется отдельно по каждому году обучения с учетом каникул и календарных праздничных дней, установленных государством.

Содержание занятий.

Принцип построения программы блоками с совмещением предметов остается неизменным. Темы предметов комплектуются в задачи для учащихся с учетом возрастных особенностей восприятия учебного материала.
Акцент перемещается с изучения свойств художественных материалов на средства художественной выразительности. Изучения плановости, расположения в пространстве, построения простых предметов, изображения объема неустанно следует через задания и упражнения.
Изучение мировой художественной культуры продолжает углубляться в тему народного творчества (костюм, ремесла) и дается тема культуры древней Греции.
К концу года учащиеся изготавливают свою первую куклу-варежку.

Основы изобразительной грамоты и рисования.
Закрепляются и повторяются навыки, полученные в первом классе. В работы добавляется плановость, светотень, перспектива. В программу включается изучение строения животных (форма, скелет, характер движения) Даются знания основных пропорций человека и человеческого лица, первоначальные знания конструкции архитектурных сооружений. Дети работают гуашью, преимущественно смешанными цветами.

Мы рисуем. Мы рисуем.

Прикладное творчество.
Задания на использование ножниц, клея, бумаги теперь направлены на моделирование объемных предметов (новогодние шары, картонные машины). Создаются композиции из кусочков рваной и резаной бумаги. Широко используются текстильные материалы, деревянные доски. Внедряются элементы новых техник: ниткография, аппликация тканью, скраббукинг. В отдельный блок выделены занятия по созданию куклы-варежки (русской девицы красавицы или русского богатыря, в зависимости от пола ребенка)

левая-часть-стенда.jpg правая-часть-стенда.jpg

Лепка.
Продолжается изучение основных приемов работы с глиной. Акцент делается на создание полых глиняных поделок, использование пластового метода в создании формы. Применяются темы на развитие фантазии ребенка и воплощения фантазийной конструкции в объеме. Изучается применение ангобы и глазури.

Кошачий вальс

Беседы об искусстве.
Основными темами второго года обучения являются: Народное творчество и Культура древней Греции. По первой теме делается акцент на быт и костюм. При изучении быта обращается внимание на ремесла и обязательность труда и творчества в жизни наших предков. Рассказывается про прежние технологии в противопоставлении с современными технологиями. Тема древней Греции содержит основные аспекты культуры цивилизации, затрагивается архитектура, изучаются основные элементы несущих и декоративных конструкций храма. Рассказываются детям мифы о Геракле, Персее.
Беседы об искусстве также остаются совмещенной дисциплиной с другими предметами. Дети рисуют на тему мифов, орнаменты на греческом кратере, Парфенон изучается, рисуется конструкция. Контрольным заданием по теме Греция для мальчиков ставится изображение Парфенона, для девочек изображение сцены ковроткачества, или другой темы, включающей изображение костюма и предметов древней Греции.

Основные знания и навыки учащихся по окончании второго класса.
К объему знаний, полученных в первом классе должны прибавиться

Теоретические:
- Знать основные и составные цвета;
- Знать особенности строения простых предметов;
- Знать назначение элементарных архитектурных деталей и сооружений (колонна, портик, арка);
- Знать способы работы с бумагой в технике коллажа;
- Знать средства композиции: симметрия, асимметрия, силуэт, движение;
- Знать простые перспективные изменения (планы, загораживаения);
- Знать культуру древней Греции на доступном возрасту уровне (греческие мифы, архитектурные ордера, орнамент, названия храма Парфенон и комплекса Акрополь, названия нескольких скульптур; (для мальчиков знать основные виды спорта в древней Греции, для девочек основные виды развлечений: театр, музыка, танцы древней Греции)

Практические:
- Уметь добиваться качественного изображения и доступной возрасту законченности работы.
- Уметь фантазировать на заданную тему;
- Уметь заполнять цветом и тоном необходимые плоскости изображения;
- Уметь переосмысливать привычные образы;
- Уметь сочинять образы из геометрических фигур на плоскости и в объеме;
- Уметь создавать проект-идею несложного произведения: куклы, плаката.
-Уметь изобразить несложные пространственные построения: планы, ближе-дальше, ниже-выше;
- Уметь отобразить свой замысел на бумаге;
- Уметь реализовать свой замысел в материале:картоне, ткани;
- Уметь анализировать результат своей работы;
- Уметь абстрагироваться от привычных стереотипов;
- Уметь выразить свою индивидуальность, оригинальность.

3 класс.

Предметы обучения/Часы в неделю
Основы изобразительной грамоты и рисования 2
Прикладное творчество 2
Лепка 1
Беседы об искусстве 1
Итого: 6

Из расчета 34 недели в учебном году для 3 класса дается 68 часов по предметам «Основы изобразительной грамоты и рисования» и «Прикладное творчество» и по 34 часа по остальным предметам, всего 204 часа в год. При желании родителей и принятии ими соответствующего решения, количество часов по предметам может быть увеличено, но не более чем в два раза. Календарно-тематический план составляется отдельно по каждому году обучения с учетом каникул и календарных праздничных дней, установленных государством.

Содержание занятий.

В третьем классе ученики знакомятся с новыми художественными материалами, изучают технику акварели и батика. В третьем классе учащиеся обращаются к геометрии, изучаются принципы построения предметов, плоскостей, геометрических форм. При выполнении заданий рисунка карандашом уделяется внимание штриху, при выполнении натюрморта вводится понятие рефлекс, блик. При работе над композиционными работами соблюдается поэтапность исполнения от эскиза до готовой работы. Учащиеся учатся работать с кальками. В содержании предмета Прикладное творчество вводится новый для учащегося инструмент – компьютер. Учащиеся знакомятся с инструментарием и функциями графического редактора, делая свои первые пробы. Предмет Беседы об искусстве ведется по основному принципу программы – «от знаний к творчеству». Детям предлагается изучение культуры средних веков. Визуальный акцент делается на архитектуру и живопись средневековья. В программе предлагается изучение системы компьютерного поиска информации в сети интернет и широкий разбор способов получения художниками изображений для кинематографии, мультипликации, игровой индустрии.

Основы изобразительной грамоты и рисования.
В первом полугодии идет освоение нового материала - акварельных красок. Первые занятия живописью диктуют смещение акцентов от средств изображения к способам и законам изображения. На специальных упражнениях отрабатывается четкость рисунка, глазомер. Делается акцент на изображение прямых линий, овалов, окружностей от руки, деление отрезка на глаз. Задания натюрморт усложняются. Сначала ставится один предмет (задание на светотень), потом два не перекрывающих друг друга предмета (пропорции и габариты), потом традиционный натюрморт из нескольких предметов. В изображении натюрмортов обязательным становится построение, передача объема свето- тенью, блики, рефлексы. Изучается понятие цветовой гаммы, колорита. Ведется длительная (несколько занятий) работа над одним натюрмортом.
В композиции развиваем нестереотипный подход к обычным явлениям, фантазию ребенка. Составляем декоративную композицию из «несовместимых» предметов или используемых «как не может быть».

Прикладное творчество.
В прикладном творчестве смещаем внимание на современные способы реализации прикладного творчества в жизни.
Осваивается новая техника исполнения - холодный батик. Ведется длительная работа от эскиза до конечного результата.

Работа Товпыги Саши, 10лет. Филатова Катя, 9лет. Работа Чеберды Кати, 10 лет
Быкова Саша, 9 лет. Работа Силинской Даши, 9 лет Работа Запариной Лизы, 10лет

Вводится новый для учащегося инструмент – компьютер. Учащиеся знакомятся с инструментарием и функциями графического редактора Adobe Photoshop, делая свои первые пробы. Преподавателем проводится демонстрация работы как можно большего числа компьютерных программ, используемых для моделирования формы, движения, пейзажа, интерьера (соответственно умениям преподавателя). Моделированием из бумаги выполняются задания на конструкцию фантазийного транспорта, бумажного человека. При возможности выполнить задания на моделирование на компьютере в программах 3D моделирования это выполняется.

Лепка.
В этом классе предмет лепки включает в себя задания на лепку из глины и лепку из различных современных материалов: самозатвердевающие массы, артмасса. Пластилин может использоваться для создания форм для папье-маше. Лепкой из глины выполняется «фахверковые» домики и кратковременные задания по лепке дымковской игрушки «Барыня» и «Индюк». Все работы обжигаются и расписываются. В конце года составляется общая композиция на тему «Дымковская слобода».

Дымковская слобода (детское)

Беседы об искусстве.
Большая тема Средневековья начинается с рассказов из истории. Делаются акценты на войны или на балы, в зависимости от того девочкам или мальчикам дается задание. Учитель может выбрать самостоятельно задания по темам культуры, близкие ему по технике и манере исполнения. Обязательными аспектами к изучению является архитектура средних веков. Начинается видеоряд с «фахверковых домов». На лепке дети лепят свои домики в этом стиле, и составляют вместе целую улицу. Обращается внимание на соборы. Осмысливается характер и устройство конструкции готического собора (Кельнский, Рейнский соборы, собор Парижской богоматери)). Живопись рассматривается как прикладная сторона к оформлению интерьеров и соборов. Поясняются технологии создания мозаики.

Основные знания и навыки учащихся по окончании третьего класса.
К объему знаний, полученных ранее во втором классе должны прибавиться

Теоретические:
-Знать технологии холодного и горячего батика;
- Знать принципы работы с современными самозатвердевающими материалами;
- Знать способы грамотного поиска информации в сети интернет;
-Знать названия и основные назначения графических редакторов и некоторых прикладных программ для создания изображений;
- Знать принципы построения фахверковых конструкций;
- Знать, соответственно возрастным возможностям, архитектуру и живопись эпохи Средневековья.

Практические:
- Уметь делать зарисовки с натуры с воспроизведением пропорций объектов и предметов натюрморта;
- Уметь проводить от руки прямые линии, овалы, круги без помощи инструментов, выполнять штриховые линии по форме предмета;
- Уметь делить на глаз различные отрезки;
- Уметь грамотно компоновать и изображать на листе основные пропорции предметов, строить элепсы, передавать объем;
- Уметь применить в творчестве полученные знания в различных областях культуры (построить домик в заданном стиле из глины, картона);
- Уметь последовательно работать от эскиза, через эскиз на кальке, картоне к готовому изображению;
-Уметь работать в технике батик;
-Уметь работать современными скульптурными массами;
- Уметь ориентироваться в интерфейсах графических редакторов;
- Уметь выполнять простые функции в редакторе Adobe Photoshop;
- Уметь ориентироваться в сети интернет;
- Уметь оформить свою работу для показа на выставке, просмотре;
- Уметь проанализировать результаты своей работы.

4 класс.

Предметы обучения:
Часы в неделю
Основы изобразительной грамоты и рисования 2
Прикладное творчество 2
Лепка 1
Беседы об искусстве 1
Компьютерная графика 1
Итого: 7

Из расчета 34 недели в учебном году для 4 класса дается 68 часов по предметам «Основы изобразительной грамоты и рисования» и «Прикладное творчество» и по 34 часа по остальным предметам, всего 238 часов в год. При желании родителей и принятии ими соответствующего решения, количество часов по предметам может быть увеличено, но не более чем до 12 часов в неделю. Календарно-тематический план составляется отдельно по каждому году обучения с учетом каникул и календарных праздничных дней, установленных государством.

Содержание занятий.

Четвертый класс считается еще младшим классом в системе общего основного образования. Но ребенок уже готов к более длительным нагрузкам и планомерной работе. В четвертом классе вводится новый предмет Компьютерная графика. Этот предмет становится актуальнее с каждым годом ввиду того, что изобразительное творчество в современном мире во многих областях перетекло в компьютерное. Занятия проводятся в компьютерном классе школы или на ноутбуках учащихся, в зависимости от имеющегося в школе оборудования и программного обеспечения. В программу Компьютерной графики входит обучение графическим технологиям Adobe и подобным: принципам работы с рабочими панелями, инструментам графического редактора, пользование слоями при создании изображения, пользование шрифтом для создания макетов визитки, логотипа, плаката. Основы анимации изучаются на примере программ с временной линейкой, например Adobe Flash. Преподаватель может выбрать другие программы, в соответствии со своими знаниями и опытом.
Занятия по Основам изобразительной грамоты и рисованию плавно перетекают в занятия по рисунку и живописи. Учащиеся осваивают некоторые техники акварельной живописи и живописи гуашью. В программу рисунка добавляется рисование гипсовых форм и розеток.
Прикладное творчество тесно совмещается с предметом Беседы об искусстве. Изучается русская культура средних веков: история, письменность, живопись, костюм, деревянное и каменное зодчество. По пройденным темам выполняются творческие работы. В отдельную тему выделяется Русский национальный костюм. В стиле русского костюма или по мотивам народных росписей (на усмотрение преподавателя) выполняется самостоятельная работа Кукла интерьерная (или кукла на чайник).

Основы изобразительной грамоты и рисования.
Закрепляются и углубляются знания, полученные в третьем классе. Ставится традиционный натюрморт из нескольких предметов. Чередуется выполнение работ акварелью и гуашью. Допускается работа учащихся одного класса над разными натюрмортами с разными задачами. Изучаются акварельные техники заливки и отмывки, лессировки. Пробуется акварельная техника по-сырому.
В рисунке делается акцент на изображение пропорций человека, на передачу движения.
В композиции даются задания на составление композиций станковых из нескольких фигур и групп фигур и задания на декоративную композицию. Разным учащимся могут даваться разные задания.

Прикладное творчество.
В прикладном творчестве уделяем внимание декорированию предметов быта, грамотному исполнению любимых видов народных промыслов. Соответственно полу ребенка предлагается разнообразие промыслов: Девочки могут исполнять интерьерную куклу в народном стиле, вышивку, роспись посуды; мальчики резьбу по дереву, мозаику. Ведется длительная работа над одним замыслом.

Элина-Попик.jpg Шевелева-Вика.jpg Быкова-Саша-Дама-с-зонтиком.jpg Летемина-Лера.jpg

Лепка.

Для моей Программы ИЗО фото работ детей. дверь-почти-готовая.jpg

На предмете лепка дается в комплексе с практическим применением имеющихся навыков. Это может быть гончарное дело, может быть лепка барельефов для интерьера школы.

Беседы об искусстве.
Умелое пользование поиском информации в сети интернет отрабатывается на теме «Русская культура средних веков». Процесс обучения построен таким образом, чтобы учащийся сами собрали и классифицировали информацию по истории, письменности, живописи, костюму, деревянному и каменному зодчеству древней Руси. Выполняются творческие работы по пройденной тематике. В отдельную тему выделяется Русский национальный костюм. В стиле русского костюма или по мотивам народных росписей (на усмотрение преподавателя) девочками выполняется самостоятельная работа Кукла интерьерная (или кукла на чайник). Мальчиками может выполняться макет деревянного русского храма.

Компьютерная графика.
В программу Компьютерной графики входит обучение графическим технологиям Adobe и подобным: принципам работы с рабочими панелями, инструментам графического редактора, пользование слоями при создании изображения, пользование шрифтом для создания макетов визитки, логотипа, плаката. Основы анимации изучаются на примере программ с временной линейкой, например Adobe Flash. Преподаватель может выбрать другие программы, в соответствии со своими знаниями и опытом.
Акцент в обучении делается не на заучивание функций конкретной программы, а на развитие способности ребенка ориентироваться в интерфейсе, что даст возможность учащемуся в дальнейшем самостоятельно разбираться в принципах работы аналогичных программ. Инструментарий компьютерной графики в современном мире меняется быстрее скорости взросления детей. К моменту окончания школы знание конкретной изученной программы не будет актуально. А умение работать с интерфейсами, знание принципа его построения, знание принципов создания и обработки изображений и принципов анимации подготовит ребенка к дальнейшему изучению и работе с компьютерными технологиями.

Основные знания и навыки учащихся по окончании четвертого класса.
К объему знаний, полученных ранее в третьем классе должны прибавиться

Теоретические:
- Знать способы работы с акварелью и тушью;
- Знать свойства тканей и нитей и способы работы с ними;
- Знать основные законы изображения предметов на плоскости;
- Знать основные пропорции фигуры и лица человека;
-Знание русского зодчества, живописи, костюма (соответственно возрасту учащихся);
- Знать о живописи русских художников (Венецианов, Тропинин, Рябушкин);
- Знать орнамент и национальный костюм России (для других республик, возможно, их национальный костюм прошлых веков);
-Знать основные принципы работы графических редакторов и некоторых прикладных программ для создания изображений;
- Знать терминологию (названия программных инструментов и функций);
Практические:
- Уметь грамотно и быстро искать информацию в сети интернет;
- Уметь систематизировать полученную информацию;
- Уметь отбрасывать ненужную информацию;
- Уметь пользоваться некоторыми компьютерными программами пакета Adobe;
- Уметь находить и распознавать рабочие инструменты в любой программе;
- Уметь длительно вести работу над одной темой;
- Уметь последовательно работать от эскиза к готовому изображению;
- Уметь использовать новые материалы в работе;
- Уметь самостоятельно добиваться устойчивости, надежности конструкции, соединения деталей;
Уметь изображать предметы с правильной передачей их пропорций и строения;
- Уметь передавать объем предмета с помощью штриховки, заливок;
-Уметь применять свои умения и знания для практического их использования при оформлении интерьера или украшении быта;
- Уметь применять творческую инициативу в выборе техники исполнения работы;
- Уметь воплощать свою идею в материале;
- Уметь рассказать о своей работе на публике, объяснить свой замысел и пути его воплощения.

Для моей Программы ИЗО фото работ детей. Для моей Программы ИЗО фото работ детей. Для моей Программы ИЗО фото работ детей. Ангел-Николая.jpg