20:09
Мысли маленького человека: 7 шагов «За правду в образовании» или «Ложки нет»
Я маленький человек (как следует сразу из заголовка), живущий в глубокой провинции, но все же хочу не согласиться с экспертным советом Партии «За правду» и высказать свое мнение. Следуя заявлению - «Это – открытый для обсуждения и дальнейшей проработки план шагов, двигаясь по которым, мы хотим преобразовать образовательное пространство в нашем Отечестве», я пошагово приведу свое мнение и даже категорическое несогласие с «шагами». Так как тема очень обширна и многотомна, я выскажу сумбурные тезисы.

ШАГ ПЕРВЫЙ:
Современное образование не возможно без цифровизации и информационных систем воспроизводимых при помощи электронных технологий. Современный мир уже отчасти виртуален и эта тенденция будет расти, не смотря ни на что – никто не сможет остановить «цифровизацию» (далее «цифра»). Как вы собираетесь обучать детей жить с «цифрой» и в мире «цифры» исключив ее из процесса обучения?
Вы выступаете против дистанционного или удаленного обучения – но как можно выступать против того, чего не существует в природе. Да, я не оговорился – на данный момент в мире не существует систем, которые можно назвать дистанционным или удаленным обучением. В данный момент, в лучшем случае, есть некоторое видение как это должно быть. Все бодрые разглагольствования и отчеты о существовании оного или ошибка вследствие самообмана, или чистое мошенничество ради получения выгоды в «мутной воде».
Запрет на использование в государственной школе цифровых профилей, цифровых следов, и т.д. не возможен по причинам озвученным выше. Возможен только строжайший контроль за этими процессами на уровне «государственной тайны». Так вот мое мнение, «цифру» в образование можно остановить только местечково (ввергнув территории без цифры в критическое отставание во всем), на мировом уровне ее может остановить только глобальная катастрофа.

ШАГ ВТОРОЙ:
Обеспечить единство освоения учебной программы на всей территории страны – совершенно логично, но при этом нужно понимать, что требуемый современный объем знаний невозможно получить по всем направлениям сразу (даже основным).
Эрудированность должна дать возможность выбрать собственное направление и понимать основы других ветвей науки и культуры не более, иначе никогда не удастся получить современного специалиста. В одной из своих предыдущих маленьких мыслей я уже говорил: «Еще в середине прошлого века теоретики, психологи, философы, а за ними литераторы предсказывали фантастические времена, когда избыток информации, хаотичное ее распространение и использование, нехватка воображения и фантазии, приведет к государственному (а сейчас уже ясно, что к корпоративному) сдерживанию, контролю и противодействию свободного распространения информации и знаний. Творческий потенциал станет главнейшим стратегическим ресурсом, и общество или корпорации, нашедшее эффективный способ его выявления, развития и использования станут абсолютно доминировать во всех аспектах миропорядка: психологическом, техническом, социальном, экономическом, фактически диктуя условия жизни, устройства и развития всем остальным.»
Возможность сбалансировать учебный процесс и избавиться от учебников, не дающих знания, а создающих избыточную нагрузку – совершенно согласен, кроме учебников. Как бы мы не хотели, на смену учебникам, уже давно пришли базы данных. Если вы считаете, что современные школьники учатся по учебникам - вы, по моему мнению, глубоко ошибаетесь. Уже лет пятнадцать школьники черпают информацию из информационных сетей, и уровень их знаний зависит только от умения быстро и четко находить «правильную» информацию – отделять «зерна от плевел».
Избавить учителя от ненужной бумажной работы, создать единую систему оценивания учебных успехов, разнообразие «профильных школ» - вообще нельзя создать без «цифры».
Мы все ностальгируем по Советскому образованию (я закончил еще до перестройки) но в нынешнем мире его воссоздать невозможно. Отсутствие идеологии, изменения морали и структуры общества, в конце концов, экономическая среда не дадут возродить даже слабое подобие той системы образования. Опять же только безучастная и неподкупная «цифра» может позволить создать некую новую систему по эффективности сравнимую с Советской.
В этом пункте можно еще многое сказать но, думаю, достаточно.

ШАГ ТРЕТИЙ:
По моему мнению, здесь даже обсуждать нечего – образование должно быть бесплатным, ВСЕ ОБРАЗОВАНИЕ. В современном мире это не только ВОЗМОЖНО это жизненно необходимо.
«Нынешний мир в течение жизни одного поколения претерпел грандиозные изменения, фактически сделавшие бесполезными знания (кроме базовых) полученные в детстве. Только творческие способности, воображение и фантазия позволили немногим полноценно существовать в нынешнем мире, при этом именно эти человеческие качества как раз и изменили мир до неузнаваемости. В течение жизни одного поколения то, что считалось фантастикой и сказкой, приобрело реальные формы и стало повседневной жизнью. Обыденностью стали уже не сами изменения, а все нарастающие темпы, с которыми они происходят».
И только государство (или глобальная корпорация в худшем случае) и только на бесплатной (справедливой) основе может взять эти процессы под контроль. Другого способа я не вижу.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ:
Полностью согласен и добавлю – Педагог должен стать самым уважаемым и востребованным субъектом (во всех смыслах) в обществе.

ШАГ ПЯТЫЙ:
Ликвидация бюрократической «надстройки» над школой, учреждением СПО или ВУЗом – ВООБЩЕ. И это, возможно. Возможно избавить процесс обучения, вообще, от какой либо бюрократии, это реально и реально сейчас, хотя не без помощи все той же «цифры».
Остановимся на этом моем мнении как есть, обсуждение данных возможностей даже в тезисах большой труд, требующий отдельной дискуссии.
ШАГ ШЕСТОЙ:
Я согласен во многом, но при этом в этом же категорически не согласен.
Вы сами говорите: «Учитель, педагог – это прежде всего, воспитатель, творец будущей Личности»
В современном мире он должен быть только воспитателем и творцом, функция педагога как носителя и источника знаний уже не актуальна. Не один человек не сможет соревноваться с информационной сетью (особенно правильно сконструированной и созданной для определенных целей). Педагог сейчас, скорее всего, поводырь (проводник, сталкер) в огромном мире информации, защитник от негативного влияния переизбытка последней.
«В наше время практически стерлась грань между воображением и реальностью, личные электронные гаджеты и устройства фактически срослись с личностью, став неотъемлемой частью любого психологического процесса. Именно эти стороны процесса порождают самую страшную угрозу современного общества - процветающий «информационный псевдодебилизм».

ШАГ СЕДЬМОЙ
ЕГЭ, тесты, применяемые ныне методики оценки – полностью неэффективно, мало того, по моему мнению, они чрезвычайно вредны.
К сожалению, я не смогу здесь (да и не хочу) описывать систему оценки знаний представляемую мной.

Чувствую, пора заканчивать данный мой опус, он и так, скорее всего, вызовет «праведное» негодование большинства родителей. Я всего лишь маленький человек из глубокой провинции со слабым по современным канонам образованием. Модного сейчас портфолио у меня нет, зато есть опыт удачного современного воспитания (в частном порядке более 20 лет).
По моему глубокому убеждению, ПРАВДА в том, что сейчас в мире просто нет эффективных систем образования.
«Обществу давно уже нужно было понять угрозу, которую представляет собой эта новая гиперинформационная среда, понять и начать работу над способами самозащиты, то есть заняться подлинной информационной безопасностью. Сейчас есть обоснованные прогнозы, что «машины» к 2029 году начнут справляться с «тестом Тьюринга», а вот люди уже сейчас зачастую его не проходят. Уже давно нужно было изменить и переформировать основные представления и понятия в психологии, культуре, образовании, воспитании, экономике.
Но общество не поняло, не подготовилось и, возможно, уже опоздало. Уже явно возникают «вирусные» тенденции, когда «информационный псевдодебилизм» агрессивно сопротивляется любому воздействию, одновременно наращивая объемы распространения в застойной, фактически «мертвой» среде.»
Самым эффективным способом пополнения кадров на сегодняшний момент является «охота за мозгами» (лучше всего это удается транснациональным корпорациям), выявление гениальных, талантливых и одаренных людей. При этом в большинстве случаев возникновение таковых произошло не с помощью, а вопреки существующих систем образования. Первые «звонки» мы уже все видим сейчас по всему миру.

Шахов О.Ю. - февраль 2021, Тольятти
В тексте используются цитаты наших предыдущих мыслей.
Категория: Мысли маленького человека | Просмотров: 522 | Добавил: ShahOFF | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]