"Что я нашла в школе" или "об образовании сегодня"
Оригинал взят у elleplatz в "Что я нашла в школе" или "об образовании сегодня" Уважаемые родители.
У меня нет цели обучить детей рисованию. У меня есть цель научить детей думать, анализировать и решать проблемы, которые возникают в жизни любого человека. Рисование для меня вторично. Просто, мой уровень владения этим мастерством позволяет мне без труда передавать его вашим детям в той мере, чтобы даже не беспокоиться за возможные не положительные результаты. Я уверена, что любой ребенок, отучившийся у меня, при желании поступить в профильные высшие учебные заведения по специальности, связанной с изобразительным искусством, успешно сможет сдать вступительные экзамены. Но повторяю, не это моя цель. Меня в большой мере беспокоит нынешняя система образования. По моему мнению, она дает весьма поверхностные знания, пускай и в большом объеме. Но главное, она не дает возможности научить ребенка систематизировать факты, анализировать события и действия, она даже не учит его, элементарно, понимать прочитанное и увиденное. Мозг маленького человека с первого класса забивают множеством не связанных между собой образов и реплик. В этом нет никакой закономерности. Да, есть программы, есть большой объем материала к запоминанию, есть требования к умению складывать из букв слова и предложения, а из цифр арифметические действия. Но нет возможности задуматься, что и за чем нужно делать.
Я затрудняюсь в простом объяснении, но попробую. Например, рисуем сказки Пушкина. Все дети запомнили на литературе, что в сказке есть Старик, Старуха и Золотая рыбка, они могут пересказать сказку, они получили пятерки по чтению… но никто даже не задумался, почему рыбка отказалась выполнить последнее желание Старухи. Я не говорю уже о том, что кто-то мог бы и подумать, а куда делись многочисленные служители царского дворца после того, как Старуху оттуда вернули в землянку. Или по математике дети выучили таблицу умножения, рассказали, получили оценки. И результат: 7 на 7, на 8, на 9, на 10 ответ знаем, а на 11 ответить не можем. А почему? Потому как смысл самого действия остался вторичен после запоминания цифр. И так по всем предметам во всех классах. И руками что-то делать тоже проблемы. До пятого класса играемся с природными материалами и пластилином, когда в СССР (я училась в СССР) в 4м классе девочек сажали за швейные машинки, а мальчиков ставили за токарные станки. Все сетуют на интернет. Дети сидят там безвылазно и играют в игрушки. А что вы хотите? Ребенку, воспитанному современной школой, трудно понимать текст более пяти слов. Он быстро печатает короткие шаблонные фразы, ставит принятые символы, - он научен применять шаблоны! В него в школе впихнули шаблон поведения, шаблон реакции на действие, шаблон на все, что ему встречается в его детской жизни. Поверьте, это очень удобно. Это позволяет брать в систему образования любого не грамотного взрослого и знать, какая реакция будет. Вот только школа кончится, и начнется взрослая жизнь, а тогда нужны будут новые шаблоны и постоянно нужны, ибо сам мозг во взрослом возрасте уже не научится принимать решения и искать выходы из ситуаций. Я учу детей творчеству. Что это такое? Для директора школы это означает, что я учу их рисовать разные картинки и делать разнообразные поделки. Ей, собственно, все равно, чему там я их учу. Для руководства современных школ, подчеркиваю, не только нашей конкретной школы, а всех школ системы образования дополнительного и теперь уже и основного, главное своевременное поступление материальных средств родительских и бюджетных, и процесс деления этих средств между сотрудниками. Для родителей это занятость их детей чем-то полезным, участие детей в проектах, их коллективное стремление что то сделать своими руками: разрисовать стены, налепить город из глины, нашить кукол и научиться рисовать. Для многих родителей сейчас важно, чтобы ребенок не болтался по дворам и не научился там пить и наркоманить. Желание ребенка прибывать в школе на любых занятиях для многих уже достаточная радость. А для ребенка это возможность почувствовать, что бывает что-то нестандартное, что то иное, чем шаблон, его самовыражение доступным ему способом, развитие его способности решить задачу разными способами и достичь результата. Простое объяснение последнего выражения: Чтобы у ребенка получилось нарисовать горшок, ему требуется понаблюдать, изучить устройство горшка снаружи и изнутри, понять, как меняется визуальное восприятие горшка от точки зрения на него, от точки освещения горшка, освоить как карандашный стержень оставляет на бумаге толстые и тонкие линии, задуматься как из сыпучей глины человек слепил такую форму, решить для себя, зачем это человеку стало нужно… и увидеть в итоге, что у всех горшки получились разные, хоть и рисовали все один предмет. Решив маленькую задачу технически, ребенок приобретает опыт нахождения творческих – нешаблонных путей решения задач. Я считаю, что это самый важный навык, который он получает на уроке. И я всегда приветствую много фантазии в рисунках, в поделках, в макетах. Это новые нешаблонные задачи, это развитие творческого мышления для их решения. И это возможности ребенка в его дальнейшей жизни придумать решение любой сложной ситуации, хоть технического плана, хоть морального. Я очень часто делаю на уроках «лирические отступления», отвечаю на любые вопросы детей, чего бы они не касались: меня не напрягает рассказывать пол урока о функциях нейронов головного мозга, о том, что есть бинарная система, о том, почему президент, по моему мнению, для страны хороший, а почему плохой, зачем идут в депутаты, почему война, как работают деньги, почему люди верят в разных богов, почему в древнем Египте фараон брал в жены сестру и т.д. для любого школьного возраста. И я всегда надеюсь, что мой ответ не полный, и ребенок поищет подтверждения или дополнения в интернете, прочтя и поняв больше слов, чем «Привет, как дела». И палочная дисциплина мне на уроках не нужна. Мне, на самом деле, без разницы ребенок какого класса в какое время пришел на урок. Мне с разницей, чем он будет заниматься и сколько успеет за урок сделать. Я люблю наблюдать моральное состояние ребенка, радуюсь, когда дети увлекаются идеей, целью, задачей и находятся в поиске ее решения и огорчаюсь, если не удается увлечь. Источник: http://elleplatz.livejournal.com/82664.html | |
| |
Просмотров: 818 | |
Всего комментариев: 0 | |