19:13 Государство и мартышкино зеркало. |
Мы вот часто рассуждаем о государственном устройстве и власти, приводим умные доводы и аналогии, негодуем и ……….. Я тоже «философствовал» на тему государства и власти, делал выводы и предсказания, проявлял «мудрость» и чрезвычайно гордился этим. Пока не перечитал «Государство» Платона, особенно восьмую часть. — Эти его сподвижники будут им восхищаться, его общество составят эти новые граждане, тогда как люди порядочные будут ненавидеть и избегать его. Вот тут мне стало жутко и стыдно, уподобляясь попугаю, через мартышечье зеркало, мы потребляем великие мысли непонятые и не осознанные нами ранее. Забыв источники или только краем уха слыша о них мы пускаемся в рассуждения, считая себя умными и продвинутыми. Но….. все было сказано и четко сформулировано ДВЕ С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧИ ЛЕТ НАЗАД, с тех пор ничего не изменилось. Как не называй наемников, копейщиками, милицией или полицией, они все равно останутся наймитами. А мы в большинстве своем останемся обезьянами скачущими по нами же разбросанным граблям, при этом истошно визжа и обвиняя первого попавшегося ближнего. Чуть ниже я приведу отрывки, которые меня более впечатлили, хотя настоятельно прошу найти и прочитать или прослушать саму книгу. Кстати ее можно скачать тут. - Между тем демократический строй, высокомерно поправ все это, нисколько не озабочен тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаруживал свое расположение к толпе……. — Разве не то же и с представителем народа? Имея в руках чрезвычайно послушную толпу, разве он воздержится от крови своих соплеменников? Напротив, как это обычно бывает, он станет привлекать их к суду по несправедливым обвинениям и осквернит себя, отнимая у человека жизнь: своими нечестивыми устами и языком он будет смаковать убийство родичей. Карая изгнанием и приговаривая к страшной казни, он между тем будет сулить отмену задолженности и передел земли. После всего этого разве не суждено такому человеку неизбежно одно из двух: либо погибнуть от руки своих врагов, либо же стать тираном и превратиться из человека в волка? — В первые дни, вообще в первое время он приветливо улыбается всем, кто бы ему ни встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран; он дает много себе утверждает, что он вовсе не тиран; он дает много обещаний частным лицам и обществу; он освобождает людей от долгов и раздает землю народу и своей свите. Так притворяется он милостивым ко всем и кротким. — Это неизбежно. — Когда же он примирится кое с кем из своих врагов, а иных уничтожит, так что они перестанут его беспокоить, я думаю, первой его задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе... — Это естественно. — ...да и для того, чтобы из-за налогов люди обеднели и перебивались со дня на день, меньше злоумышляя против него. — Это ясно. — А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить всех посредством войны. — Да, необходимо. — Но такие действия сделают его все более и более ненавистным для граждан. — Конечно. — Между тем и некоторые из влиятельных лиц, способствовавших его возвышению, станут открыто, да и в разговорах между собой выражать ему свое недовольство всем происходящим — по крайней мере, те, что посмелее. — Вероятно. — Чтобы сохранить за собою власть, тирану придется их всех уничтожить, так что в конце концов не останется никого ни из друзей, ни из врагов, кто бы на что-то годился. — Ясно. — Значит, тирану надо зорко следить за тем, кто мужествен, кто великодушен, кто разумен, кто богат. Благополучие тирана основано на том, что он поневоле враждебен всем этим людям и строит против них козни, пока не очистит от них государство. — Дивное очищение, нечего сказать! — Да, оно противоположно тому, что применяют врачи: те удаляют из тела все наихудшее, оставляя самое лучшее, здесь же дело обстоит наоборот. — По-видимому, для тирана это необходимо, если . он хочет сохранить власть. — Он связан блаженной необходимостью либо обитать вместе с толпой негодяев, притом тех, кто его ненавидит, либо проститься с жизнью. — Да, связан. — И не правда ли, чем более он становится ненавистен гражданам своими этими действиями, тем больше требуется ему верных телохранителей? — Конечно. — А кто ему верен? Откуда их взять? — Их налетит сколько угодно, стоит лишь заплатить. — Клянусь собакой, мне кажется, ты опять заговорил о каких-то трутнях, о чужеземном сброде. — Это тебе верно кажется. — Что же? Разве тиран не захочет иметь местных телохранителей? — Каким образом? — Он отберет у граждан рабов, освободит их и сделает своими копейщиками. — В самом деле, к тому же они будут и самыми верными. — Блаженным же существом назовешь ты тирана, раз подобного рода люди — его верные друзья, а прежних, подлинных, он погубил! — Он принужден довольствоваться такими. — Эти его сподвижники будут им восхищаться, его общество составят эти новые граждане, тогда как люди порядочные будут ненавидеть и избегать его. |
|
Всего комментариев: 0 | |