|
Провинциальный взгляд на дополнительное образование.
Шахов О.Ю. Сидорова Э.Э.
Тольятти. Январь 2018
Печатный вариант в формате doc.
Содержание в виде тезисов (выдержек):
- Мир изменился или неправильный термин.
Будущее, которым нас на протяжении сотни лет пугали ученые философы и фантасты настало. Мир изменился, в нем выживут не сильнейшие и даже не умнейшие, в нем «выживут» самые творческие.
- Неоцененные факторы или ошибочные приоритеты.
Дети перегружены не сложностью программ нынешней системы образования, по причине полного отсутствия современной системы образования дети перегружены борьбой с самой нынешней системой образования за свое «светлое будущее».
- Бумажное образование или антигосударственная деятельность.
За государственный счет и на средства родителей - «благотворительных взносов» предпринимают все возможные усилия, чтобы «абсолютно доминировала во всех аспектах миропорядка, техническом, социальном, экономическом, и т.д.» любая другая страна кроме Российской Федерации.
- Велосипед уже придуман или про жареного петуха.
Ранее именно Россия (после распада СССР) долгое время входила в группу основных поставщиков творческого потенциала в США, но стараниями чиновников от образования в связи с большой «утечкой мозгов» и демографической ситуацией мы потеряли даже это спорное превосходство.
- А на последок …. или не так страшен черт, как его малюют.
Но даже эти катаклизмы не смогли полностью разрушить ту превосходную систему, она на протяжении тридцати лет продолжала оставаться эффективной и выдерживать все последующие издевательства чиновничьего аппарата над собой.
- Ссылки на материалы
- Используемая литература
1. Мир изменился или неправильный термин.
Нынешний мир совершенно изменился, в течение жизни одного поколения он претерпел изменения, фактически сделавшие бесполезными знания (кроме базовых) полученные в детстве.
Только творческие способности, воображение и фантазия позволили многим полноценно существовать в этом мире, при этом именно эти человеческие качества как раз и изменили мир до неузнаваемости. В течение жизни одного поколения то, что считалось фантастикой и сказкой, приобрело реальные формы и стало повседневной жизнью. Обыденностью стали уже не сами изменения, а все нарастающие темпы, с которыми они происходят. В наше время практически стерлась грань между воображением и реальностью, время между зарождением фантазии и ее реализации порой не превышает времени ее распространения и обсуждения.
Сотни лет великие умы пытались донести до человечества простую мысль, от Платона «Все, что вызывает переход из небытия в бытие, — творчество» до А. Эйнштейна «Воображение важнее знаний. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир», тысячи лет творчество, воображение и фантазия ценились выше знаний, знания лишь инструмент для реализации последних.
Мне не понятно и даже обидно, почему «мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться социально и личностно» названо дополнительным образованием, ему отведена вторая незначительная роль, порой без какой либо идеологической поддержки и слабым государственным контролем. Уже сейчас многими исследователями дополнительное образование понимается как основной целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации определенных образовательных программ. Но это понимание пока не приводит к каким либо действиям, при этом разрыв между знаниями и творчеством усугубляется с темпами во много раз опережающими темпы изменения мира.
Еще в середине прошлого века теоретики, философы, а за ними фантасты предсказывали фантастические времена, когда избыток информации, хаотичное ее распространение и использование, нехватка воображения и фантазии, приведет к государственному сдерживанию, контролю и противодействию свободному распространению знаний. Творческий потенциал станет главнейшим стратегическим ресурсом, и общество, нашедшее эффективный способ его выявления, развития и использования станет абсолютно доминировать во всех аспектах миропорядка, техническом, социальном, экономическом, фактически диктуя условия жизни, устройства и развития всем остальным.
Как бы фантастично это тогда не звучало, смеем вас заверить, это уже реальность.
2. Неоцененные факторы или ошибочные приоритеты.
Предлагаемый взгляд базируется на принятом за аксиому тезисе «Не талантливых детей не бывает». Именно из него и вытекают основные противоречия с существующей системой образования, возникает множество ошибок и неправильная оценка чиновниками от образования новых уже возникших и существующих факторов. "Если мы будем сегодня учить детей так, как учили вчера, мы украдём у них завтра" Джон Дьюи.
С одной стороны дети и подростки, имеющие потребность в познании и творчестве, жаждущие максимально реализовать себя в ближайшем будущем, как можно быстрее самоопределиться в возникшей новой среде и стать личностью. При этом сама информационно-коммуникационная среда, в которую современные дети и подростки интегрируются с очень раннего возраста, которая растет и развивается сверхбыстрыми темпами, навязывает им стиль жизни и временные рамки самореализации. На данный момент нет возможности и способа оградить детей и подростков от влияния виртуального информационного мира не разрушив информационную среду от которой уже на прямую зависит процветание и благополучие общества. В результате уже в раннем возрасте интуитивно, а в подростковом возрасте осознано дети понимают, что современный путь к успеху, благополучию и процветанию лежит через инновационную изобретательскую и творческую деятельность. Поняв, начинают мечтать и грезить об этой деятельности, самостоятельно, бесконтрольно искать информацию и знания для осуществления своей мечты. Как результат этих хаотичных поисков получают в том числе терабайты информационного мусора, истощаясь психологически, интеллектуально, морально и даже физически.
С другой стороны современная система образования, предлагающая в течение длительного времени (десять – пятнадцать лет, в детстве кажется всей жизнью) освоить «фундамент» знаний, которые возможно никогда в жизни и не потребуются. Скорее всего, подобная система была полностью оправдана и необходима в прошлом веке и способствовала полноценному получению основного «классического» пакета знаний и информации, без которых не возможно было вообще заниматься какой либо деятельностью. В те далекие времена при затрудненном доступе к источникам информации, малой механизации, отсутствия автоматизации и фантастичности искусственного интеллекта, острой необходимостью для интеллектуала и творца был запас информации в собственной голове. Но мир изменился, на первые роли вышло формирование (воспитание) понимания виртуальной среды и обучение навыкам использования информации (сейчас каждый школьник в две минуты «прогуглит» любой объем информации по любой теме). Но нынешняя система образования не воспитывает, не обучает, она продолжает насаждать определенный объем знаний, жестко контролируя этот объем и качество его усвоения путем всевозможных тестов и экзаменов. В данной системе результатами тестов и экзаменов, очень узко и некорректно оценивающих уровень образования, подменяется реальный и материальный результат который воспитание и образование должны дать детям для благополучия в дальнейшей жизни. При этом дети доподлинно информированы (из тех же информационных сетей) о сотнях и тысячах примеров, когда фундаментальные и специальные знания не востребованы, или сильно устаревали еще до завершения обучения. Зачастую перед их глазами явный пример родителей и родственников, которым постоянно приходится обучаться, а зачастую переучиваться, чтобы получить или сохранить свое место.
Данное противоречие приводит к тому, что до 30% детей уже в начальной школе, а в середине средней более 90% теряют интерес к предлагаемой системе образования и продолжают обучение только под влиянием догм, традиций и шантажа.
Да именно шантажа, существующая система распределения должностей и принцип принятия на службу основан на той или иной бумажке, якобы подтверждающей уровень знаний (монополия министерства образования), без диплома или свидетельства практически невозможно устроить жизнь и найти свое место. В некотором смысле данная «система образования» все-таки обучает детей, она дает некоторые навыки приспособленчества и карьеризма, показывает и обучает самым простым коррупционным и монопольным схемам, показывает неизбежность расхитительства, мошенничества, стяжательства, интриганства и т.д., четко и недвусмысленно вводит в курс событий, ранее характеризовавшийся одним выражением «звериный оскал капитализма».
Рассмотрим падение интереса детей к учебе, оно напрямую связано с фактом противоречия системы знаний насаждаемой нынешним образованием и реальными потребностями информационно - коммуникационной и технологических сред от которых все больше и больше зависит само существование современного общества. С одной стороны авторитарно навязывается расплывчатая догма «так надо, в будущем пригодится», с другой явно происходит формирование этого «будущего» в реальном времени, и это будущее требует иных знаний и навыков, которые зачастую не только осознать, даже понять невозможно с багажом знаний получаемых в государственных учебных заведениях. В результате к завершению среднего образования более 95% детей посещают школу только по причине необходимости получения документа (диплома, свидетельства или даже справки). Подробнее эту тему стоит рассмотреть в последствие.
Очень часто приходиться слышать, что современная программа обучения сильно перегружает детей. К сожалению, это полное заблуждение, детей перегружает не сложность программы обучения, а отсутствие ее как таковой. Отсутствие результатов от полученных знаний, которые нужно проецировать на современный мир, заставляют детей и их родителей ради будущего искать альтернативные решения. В результате 40% детей приходится получать «классические» знания в полном объеме для получения «хорошего» диплома, а также дополнительно альтернативные знания по своим интересам и для создания своего будущего, как они его видят, именно это вызывает сильнейшие психологические, моральные и физические перегрузки у детей.
Эффективной альтернативой выше упомянутому может быть только полноценное воспитание творческой личности. «Творческая личность - это личность человека-творца, то есть того, кто создает некие, принципиально новые продукты в результате своей деятельности. Творчество, в исходном и научном понимании этого слова, не игра на музыкальных инструментах (вернее - не только и не просто игра), не рисование и не вышивка крестиком. Творчество - это созидающая деятельность.»
Творческая инициатива, развитие воображения и фантазии, обучение правильному и инновационному подходу к потреблению информации и приобретении знаний, возможно единственный путь для создания эффективной системы образования. «Воображение — высшая форма исследования». А. Эйнштейн. В первую очередь детей нужно научить учиться, помочь в соответствии со способностями и наклонностями правильно установить приоритеты в достижении выбранных целей и мечтаний, помочь создать индивидуальную программу обучения для достижения задуманного, не дать совершить ошибки. Современная система образования должна не загрузить некий массив знаний в ребенка, а научить его правильно, осознано и целеустремленно сделать выбор, какие знания загружать. Государственное регулирование и контроль в данном случае возможно только на уровне получаемой детьми информации, ее характере, качестве и объеме. Государство обязано не допустить детей (до полного формирования их как личности) к неординарным идеологиям, опасным технологиям, многозначительным и неоднозначным философским и научным теориям, специальным знаниям и технологиям, которые могут использоваться как на пользу, так и во вред. Фактически единственный способ достижения последнего видится в осознанном и желаемом увлечении ребенка накоплением и освоением массива знаний, навыков, технологий в соответствии с его способностями и мечтами. «Творчество — начало, дающее человеку бессмертие» Р. Роллан.
На данный момент в системе образования, для этой основополагающей функции направленной на всестороннее удовлетворение творческих потребностей, потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном обучении отведена незначительная и несистематизированная роль. В рамках дополнительного образования совершенно хаотично и бессмысленно предлагается ряд несвязанных программ, которые ни в коей мере не способствуют развитию творческой всесторонней личности, а только в теории должны приглушить (утолить жажду) природные естественные потребности в созидании и творчестве.
К сожалению, на местах и практике дела обстоят намного хуже…..
3. Бумажное образование или антигосударственная деятельность.
Я думаю, уже достаточно точно и полно обозначен наш общий провинциальный взгляд на нынешнее образование (современным его назвать не получается), теперь можно перейти к некоторым частностям.
В частности, на наш взгляд, чтобы понять происходящее в образовании, достаточно непредвзято заглянуть в класс во время занятий. Начнем, пожалуй, с точных дисциплин:
Более 37% учащихся просто «скучают» на занятиях, при этом причина скуки двоякая и диаметрально противоположная. Подавляющая часть учеников (более 36%) просто не понимают на каком языке разговаривает преподаватель, большинству из них совершенно не интересно происходящее в классе, им интереснее под партой общаться в каком либо чате, или смотреть «прикольные» штучки. Менее процента из скучающих детей - это те учащиеся, которым уже не интересна тема урока, т.к. их любознательность и стремления уже давно и далеко ушли вперед школьной программы. Характерно, что в этих случаях переход из первой группы во вторую довольно прост, нужна только заинтересованность. Как пример можно привести один случай:
Разговорившись в одном из чатов с ребенком (явно школьник, урок физики, в учебное время) я убедил его, что будет «прикольно» с помощью его телефона освоить тему быстрее и глубже, чем объясняет учитель и дал ему ссылки на две альтернативные лекции по теме. В последствие мне этот ребенок с воодушевлением и на подъеме (скайп) рассказал, что, последовав моему совету, он с легкостью получил отлично. Но …. учитель заявил, что его познания хоть и правильны, но не соответствуют программе и удалил его из класса, чтобы не мешал другим (я лично ему поверил).
Вернемся к остальному классу.
12% учеников, имея отставание еще с начальной школы, присутствуют на уроке лишь из-за тройки, чтобы не попасть в коррекционный класс (страх перед родителями). Данная группа занимается тем же, что и «скучающие» с единственным отличием, им не скучно им совершенно безразлично. Эти дети не только не понимают на каком языке говорит учитель, они порой даже не осознают на каком уроке они находятся.
Еще 42% учеников частично, в разной степени понимают на каком языке дает материал учитель и саму тему урока, даже стараются быть активными на уроке и как-то наверстать и перекрыть пробелы. Эту группу можно разделить на три, примерно равные, части, по мотивации их поступков.
Первая самая сложная группа это «ленивые», то есть дети, способные и достаточно одаренные чтобы освоить материал, но считающие, что это им не нужно, никогда не пригодится, что не стоит даже тратить время, достаточно нахвататься кусков и понадеяться на удачу, а там как получится, их удовлетворит любая оценка от удовлетворительно до отлично, для этой группы большой разницы нет.
Следующая группа «зубрилы», дети которым освоение данного материала дается с трудом, они просто стараются заучить саму тему, правильные ответы и отточить шаблоны. При этом трудность освоения ими материала заключается именно в выбранном ими пути его освоения, заучивание не рождает у них понимание и по мере усложнения взаимосвязанных тем, им все труднее и труднее осмысленно заучить и не запутаться в «зазубренном» в последствие.
Последняя группа «копировщики», им достаточно получить только тот объем знаний, чтобы точно и эффективно в дальнейшем списать или воспользоваться каким либо видом шпаргалки.
Самое неприятное и неприемлемое у этих 42% детей является сам характер их знаний, при довольно высоком уровне оценок, мало у кого их них полученные знания остаются на долго или вообще присутствуют. Этой группе характерны массивы обрывочных знаний, оставшихся в памяти посредством второстепенных эмоциональных событий, произошедших в процессе обучения. Например, закон Ома запомнил только по тому, что балуясь на уроке получил легкий удар током и т.д..
Итак, остается у нас последние 9%, это действительно те дет, которые стремятся учиться и им приемлем сам процесс обучения и уровень знаний предлагаемый им. Именно они в основе своей учатся на отлично, ездят, для массы, на всевозможные олимпиады и конкурсы и даже завоевывают призовые места, когда учителям не удалось уговорить никого из «скучающих гениев». Именно для этих детей по завершению обучения наступают самые тяжелые последствия несовершенства нынешней системы образования. Затратив огромные усилия и старания, они сталкиваются с проблемой их невостребованности, не у всех потом хватает сил конкурировать не только со «скучающими гениями» но и с «ленивыми».
В гуманитарных дисциплинах соотношение групп изменяется незначительно, в основном это обусловлено более легким «применением» информационных технологий. Только последняя группа в 9% (здесь она уменьшается до 7%) реально изучают материал, остальные кроме «безразличных» практически сливаются в одну группу. Посредством сетевых ресурсов они просто используют чужие работы (рефераты, сочинения, конспекты и т.д.) выдавая их за свои, или вместо книг читают краткие аннотации к ним, раскрывающие содержание и возможные программные вопросы.
Теперь перейдем к рассмотрению дополнительного образования, как единственного аспекта в попытке воспитания творческой личности. «Творческая личность - это личность человека-творца, то есть того, кто создает некие, принципиально новые, продукты в результате своей деятельности». Здесь все намного мрачнее: в начале занятий по той или иной дисциплине набираются группы, деление которых сравнимо с вышеперечисленными для общего образования. В первые месяцы занятий происходит отсев групп «безразличных» «зубрил» и «копировшиков» и части «скучающих», вернее львиная доля перестающих посещать занятия дополнительного образования происходит из этих групп. При этом зачастую сами группы трансформируются и даже оказывают благотворное влияние на движение учеников в школьных группах. Зачастую даже ученики начавшие заниматься тем или иным творчеством и в общем образовании переходят из групп «безразличных» и «скучающих» в группы «ленивых» и «стремящихся».
Через полгода максимум в группах дополнительного образования по разным причинам остается не более 60% учеников. При этом качество даваемого им образования напрямую зависит от возможностей и желания педагога, результаты работы которого на данный момент не поддаются контролю. Мало того, тенденции которые сейчас процветают в провинциальном дополнительном образовании, «мертвые души», поборы с родителей, погоня за дипломами, слабое программное и материальное обеспечение, слабый педагогический состав, засилье номенклатуры и тотальный контроль последней за шаблонностью (лицензированные программы), направлены на воспитание антипода творческой личности. Только стараниями талантливого, творческого, радеющего педагога (которых в системе образования осталось не более 10%) данные тенденции не проходят, хотя и сильно влияют на эффективность таких педагогов в их попытках воспитания творца. При этом количество таких педагогов только за последние годы, стараниями номенклатуры от образования, уменьшилось вдвое. Подробнее мы уже касались этой темы в своей работе "Анти творческая личность - проблема и решение" и других материалах касающихся начинаний Сидоровой Э.Э. (ссылка в перечне литературы).
За последние семь лет в многочисленных беседах с чиновниками разных рангов, директора школ, работники департаментов и министерств, мы столкнулись со следующими фактами. Чиновники единогласно заявляют, что «целью дополнительного образования не является, какой либо творческий результат, мы не стремимся вырастить выдающихся художников, музыкантов и других творцов, главной целью дополнительного образования является общее развитие детей и отвлечение их от улицы и интернета». При этом в этих же беседах напрямую прослеживается основная цель самих чиновников, это получение личной коммерческой выгоды за счет государственных бюджетов, средств спонсоров, благотворителей и самих родителей детей. Думаю факт, что с родителей ежемесячно собирается неконтролируемый «благотворительный взнос» тайна Полишинеля, при этом затраты на обеспечение детей расходными материалами и пособиями это отдельная статья их семейного бюджета.
Кружковая и секционная деятельность (за исключением спортивных секций) вообще в 80% случаях замаскированная под образование система продаж неких коммерческих наборов и товаров. Фирмы производители, уже не стесняясь, открывают франшизу в областях кружковой и секционной деятельности по робототехнике, электронике, информатике, прикладного творчества. При этом все сводится не к творчеству и дополнительным познаниям, а к не очень сложной игре, отверточной шаблонной сборке. Кстати, данный вопрос также обсуждался с вышеперечисленными чиновниками. По их мнению, все так и должно быть, ведь «главной целью дополнительного образования является общее развитие детей и отвлечение их от улицы и интернета», и коммерческая выгода в этом тоже большая (помещения, лицензии, разрешения, контроль и проверки).
Думаем, пришло время соединить наш взгляд на желаемое образование с оной стороны:
«Творческий потенциал станет главнейшим стратегическим ресурсом, и общество нашедшее эффективный способ его выявления, развития и использования станет абсолютно доминировать во всех аспектах миропорядка, техническом, социальном, экономическом, фактически диктуя условия жизни, устройства и развития всем остальным», и взгляд на существующее образование: «Целью дополнительного образования не является, какой либо творческий результат, мы не стремимся вырастить выдающихся художников, музыкантов и других творцов, главной целью дополнительного образования является общее развитие детей и отвлечение их от улицы и интернета», без труда можно заметить принципиальную разницу.
Теперь давайте немного утрируем (хотя мы склонны думать, что все так и есть в реальности) эту принципиальную разницу и сделаем вывод. А вывод, как ни крути, один - нынешнее образование и система дополнительного образования в особенности в лице чиновников и ответственных работников ведут прямую антигосударственную деятельность. Они за государственный счет и на средства родителей - «благотворительных взносов», предпринимают все возможные усилия, чтобы «абсолютно доминировала во всех аспектах миропорядка, техническом, социальном, экономическом, и т.д.» любая другая страна, кроме Российской Федерации.
4. Велосипед уже придуман или про жареного петуха.
Не только наш провинциальный взгляд выражает глубокую озабоченность и сильное недовольство существующим фактически безальтернативным образованием в России. Жесткая монополия чиновников Министерства образования, через систему лицензирования, экзаменов и дипломов и поддержка ими консервативной, не эффективной, привычной для них системы была на некоторое время незначительно прервана законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и ведением возможности экстерната и домашнего обучения. Экстернат – это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). С этим законом стало развиваться альтернативное образование в первую очередь семейное «домашнее» образование.
Семейное образование получает всё большее признание в РФ. Можно с уверенностью сказать, что не менее 10-15% выпускников заканчивают школу в форме экстерната. Появились центры поддержки семейного образования. Родители взявшие на себя полностью образование своих детей активно используют не только ресурсы своей семьи — учат сами, но и пользуются услугами репетиторов и преподавателей «семейных школ», онлайн сервисами, дополнительной литературой. Дети, обучающиеся дома, активно посещают кружки, секции, пользуются дополнительными формами образования. В марте 2017 года впервые была зарегистрирована Ассоциация развития семейного образования (АРСО).
Семейное образование часто используется как официальная форма получения образования при зачислении ребёнка в различные альтернативные (в том числе частные) школы. Например, в Монтессори-школы, вальдорфские школы, где дети фактически обучаются, а форма обучения носит формальный характер для прохождения аттестаций.
Вальдорфская педагогика основывается на выделившемся из теософии учении Рудольфа Штайнера — антропософии. Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году.
Особенности обучения в Вальдорфской школе – развитие творческих способностей учащихся, предоставление возможности выбора.
Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори (международный стандарт Монтессори (AMI)) — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом Марией Монтессори. Модель «обучение через открытия», где учащиеся изучают понятия путём работы с материалами, а не из объяснений учителя.
Даже эти уже возможно устаревшие педагогические системы (существующие уже век), загнанные фактически в подполье (в провинции существуют в основном за счет семейного образования) показывают более эффективные результаты, чем государственная система, только потом, что опираются на воспитание творческой личности.
Самым большим подспорьем для родителей, желающих дать своим детям наиболее эффективное образование, и самой эффективной и современной системой получения на сегодняшний момент и, на наш взгляд, является только образовательная система (полное название — «Образовательный парк открытых студий»), автором которой является известный российский педагог Милослав Александрович Балабан. В студиях не изучаются какие бы то ни было учебные программы; содержанием её работы является повышение членораздельности восприятия окружающего мира (в предметной области, соответствующей профилю студии) каждым учащимся. Данную систему пришлось признать даже чиновникам министерства образования (пусть даже в виде экспериментальной). Еще в 2007 году по первым результатам (невзирая на противодействие, умалчивание и искажения) она доказала свою эффективность и превосходство, но на сегодняшний момент невзирая на все, так и не получила распространения, оставаясь на уровне эксперимента или семейного образования в нескольких школах крупных городов (Москва, Петербург, Екатеринбург).
Здесь также хочется отметить сотни педагогов энтузиастов, которые на протяжение многих лет пытаются изменить систему образования изнутри. Педагогов, которые умудряются в жестких рамках шаблонных программ навязанных свыше, все же передавать детям частицы творческой инициативы в чистом виде. При этом чиновничья система очень жестко относиться к таким «партизанам», в лучшем случае их вынуждают уволиться, но зачастую против энтузиастов организовывают компанию давления и клеветы, а на «особо упертых» действуют более радикально, от фабрикации прогулов до уголовных дел. Рано или поздно все «ломаются», при этом только незначительная часть продолжает преподавать в какой либо форме, остальные пройдя через разочарования, потоки лжи, неприкрытую травлю и унижения, уходят, используя свои таланты устраиваются в других местах никак не связанных с образованием.
В России есть старинная пословица «Пока жареный петух не клюнет - мужик не перекрестится (пока гром не грянет, мужик не перекрестится)», на наш взгляд уже хватит быть настолько беспечными к будущему наших детей и нашей страны, «пожар» уже во всю полыхает и «гром гремит» не переставая. Исторически так сложилос, что из-за многонациональности нашей страны, ее просторов и менталитета ни одна пришлая система не прижилась и не приживется в России. Нам не удастся повторить опыт США, Европы, Японии, не повторить опыт Китая и Индии.
Соединенные Штаты уже давно и планомерно скупают творческий потенциал по всему миру, пользуясь высоким уровнем жизни и ведущим экономическим положением в мире, они через определенные программы привлекают творческих и талантливых людей. США буквально грабит страны с более низким уровнем жизни, но с еще более менее функционирующей системой образования, при этом даже заботятся, через многочисленные фонды и гранты, об удержании уровня культуры и образования в странах донорах, но только подержания уровня, ни в коем случае не развития. Именно за счет этих творческих вливаний США на данный момент удерживает ведущую роль «во всех аспектах миропорядка, техническом, социальном, экономическом, и т.д.».
С противоположной стороны Китай, со своей очень жесткой системой образования. Китайские дети обычно начинают свое образование в возрасте двух лет. Они с детства усваивают три главных качества: умение трудиться, дисциплину и уважение к старшим по возрасту и иерархии Во многих школах в порядке вещей физические наказания. Китайские дети учатся больше 10 часов каждый день, круглый год. Уроки обычно продолжаются с восьми утра до трех-четырех часов дня, после чего дети идут домой и делают бесконечное домашнее задание до девяти-десяти часов вечера. Ввиду высочайшей конкуренции на детей с самого детства оказывается давление со стороны родителей. В Китае нет государственных программ по развитию творческого потенциала, сама система жесткой конкуренции заставляет детей проявлять большое воображение и творческий потенциал. Их с детства учат тому, что они должны быть лучшими, не важно в чем. Возможно, именно поэтому сейчас китайцы начинают занимать лидирующие места во всех отраслях науки, культуры и искусства. При этом из-за численности и высокой конкуренции в получении образования Китай (как и Индия) не сильно страдают из-за «грабежа» Соединенных Штатов, хотя наряду с Индией на сегодняшний момент являются основными их донорами.
Ранее именно Россия (после распада СССР) долгое время входила в группу основных поставщиков творческого потенциала в США, но стараниями чиновников от образования, в связи с большой «утечкой мозгов» и демографической ситуацией, мы потеряли даже это спорное превосходство.
Так что «мужику» пора креститься.
5. А на последок …. или не так страшен черт как его малюют.
Еще мене тридцати лет назад в России (СССР) была одна из самых эффективных систем образования в мире, при этом она никуда не исчезла. Советская система образования базировалась на определенной идеологической платформе, полной поддержке государства, она фактически была неотъемлемой частью самого государства. «Новая» буржуазная номенклатура (фактически «перекрасившаяся» старая) с большим остервенением разрушили не только государство, частью которого была система образования, они полностью выбили из-под нее идеологическую платформу не предложив ничего взамен. Но даже эти катаклизмы не смогли полностью разрушить ту превосходную систему, она на протяжении тридцати лет продолжала оставаться эффективной и выдерживать все последующие издевательства чиновничьего аппарата над собой. Но окончание «холодной войны» высвободило значительные средства из гонки вооружений, и пока проигравшие в этой войне «перестраивались», псевдо победители (в любой войне не бывает победителей, есть только кто грабит и кого грабят) усердно скупали и изымали «мозги» и технологии, наращивая преимущество. Огромный творческий и технологический потенциал, высвобожденный из оков секретности и военных доктрин, вылился в мир, изменения пошли «сто мильными шагами», а Российская система образования была задвинута на четвертый план. Приватизация, накопление первоначального капитала и удовлетворение самых насущных нужд населения (банальное наполнение полок магазинов) стали главными задачами. Потом Россия долгое время рождалась в новом качестве, восстанавливая последствия «перестройки». Все это время «новая» буржуазная номенклатура (еще по старой традиции и привычке) фактически занималась только выдвижением лозунгов и проектов, написанием тысяч отчетов об успехах (которые существовали только на бумаге), освоением зарубежных грандов и вливаний (которые без исключения обременены определенными обязательствами), изысканием бюджетов для содержания аппарата, а порой и неприкрытой коррупцией.
Именно в связи с этим на сегодняшний день система образования, лишенная какой либо идеологической платформы и многих жизненно важных обновлений, все еще не является провальной и вредящей государственности России (настолько мощный потенциал у нее был ранее), но она фактически бесполезна в уже наступившем будущем. Ведь действительно во времена наивысшей эффективности этой системы образования мир, существующий сейчас, представлялся фантастическим будущим. При этом идеологическая платформа уже существует и за последние годы показала свою эффективность, а весь комплекс обновлений заключен в трудах и стараниях ученых, преподавателей и энтузиастов обозначенных выше.
На наш взгляд государственная система обязательного образования просто необходима, и существующая при некоторых обновлениях и видоизмененных приоритетах может догнать и перегнать любую современную систему образования. А если в совокупности, при государственной поддержке, будет развиваться еще и альтернативная система образования, то группы детей обучаемых в школах можно будет свести к нескольким конкурирующим группам разделенным только способом обучения и успехами на этом поприще (все дети талантливы но в разной степени), а не отношением к учебе.
На наш взгляд, в основу всех видов образования и систем должно быть заложено первоочередное воспитание творческой личности. «Воображение важнее знаний», знания и навыки всего лишь инструмент для воспроизведения любой фантазии в реальность. Личность без воображения и фантазии всего лишь носитель навыков и знаний, в лучшем случае, тиражирующий уже известные самые простые вещи. Такому человеку даже трудно будет быть помощником при реализации чужого воображения или фантазии. Идеология патриотизма в совокупности с творческим началом, энтузиазмом и целеустремленностью, уже показывают превосходные результаты во многих направлениях деятельности. Уже известны и готовы сотни улучшений, предложений и методик, которые при внедрении в нынешнюю систему образования довольно скоро принесут ощутимый, положительный результат, при этом большинство из них уже апробированы и приносили результаты. Уже существуют апробированные и полностью готовые российские системы альтернативного образования (Образовательный парк открытых студий), с великолепными методиками и результатами. Нет только понимания среди чиновников от образования, что мир настолько изменился что фантастика, когда-то восхищавшая их, и нереальные персонажи, когда-то возникавшие в их утерянной фантазии, уже неизбежная или наступившая реальность.
Мы постарались описать наши взгляды как можно проще, мы считаем, чтобы понять нас не надо «восходить к высокой степени безумства», достаточно только просто задуматься, а если возникнет глубокий интерес приложить минимальные усилия для получения информации, все лежит на поверхности и в сети. При этом наш взгляд мы хотим в первую очередь донести до нынешних родителей, бабушек и дедушек. Конечно, мы сделаем рассылку данного материалы по разным ведомствам, комитетам и министерствам, но надежды на какую либо положительную реакцию практически нет. На наш предвзятый взгляд (мы также претерпели клеветнические нападки, и разного роды фабрикации) сейчас на местах сидят чиновники, взращенные временами «первоначального накопления капитала», оценивающее занимаемое ими место не как инструмент развития и возможность деятельности на благо государства, а как доходное место, позволяющее им продолжить или начать накопление капитала. По нашему, опять же предвзятому мнению, львиная доля бюджета образования (более 80%) так или иначе расходуется на содержание материально технической (зачастую излишней) базы, недвижимого имущества, и чиновничьего аппарата задействованного в поддержании существующей системы образования, и лишь незначительная часть на сам процесс образования. Довольно часто посещая кабинеты директоров школ, начальников отделов и департаментов, работников ведомств и министерств, я всегда ловлю себя на мысли, что в их кабинетах значительно больше оргтехники, чем задействовано во всех учебных процессах вместе взятых.
Напоследок еще раз хотелось бы повториться:
Мир изменился, фантастика стала реальностью. В течение жизни одного поколения, то что считалось фантастикой и сказкой приобрело реальные формы и стало повседневной жизнью. Обыденностью стали уже не сами изменения, а все нарастающие темпы, с которыми они происходят. В наше время практически стерлась грань между воображением и реальностью, время между зарождением фантазии и ее реализацией порой не превышает времени ее распространения и обсуждения. При этом только государственным институтам экономически и технологически под силу эффективно реализовывать новое и успевать за темпами изменения, частным единоличным образом это практически невозможно (всегда будет тормозить окружающий социум, остающийся на месте). И даже государственным институтам это под силу только при условии постоянного обновления свежими «идеями и умами», порожденными эффективной, современной системой образования.
Господа, товарищи, друзья, мужики пожарище уже давно полыхает, и гром нескончаемо гремит уже возможно поздно креститься, нужно разгребать пепелище, спасать уцелевшие ценности и сроить все заново, вспомните еще одну русскую пословицу «Свято место пусто не бывает».
6. Наши ссылки
- Изобразительное искусство и прикладное творчество. – программа для обучения
- «Антитворческая - личность проблемы и решения» - интерактивная презентация
- Интерактивное портфолио Сидоровой Э.Э. (EllePlatz) до ноября 2014. Полную презентацию с видео и всеми приложениями можно СКАЧАТЬ ТУТ Посмотреть ВЭБ версию можно тут
- Костюмы народов Поволжья - видео презентация проекта
- Детский барельеф или попробуйте сами – видео мастер класс
- Изба – видео презентация проекта
- Junior Skills, сакура и личное мнение – видео презентация участия, интервью чемпионки Австрии Lisa Janisch (Лиза Яниш) и главного европейского эксперта World Skills Michael Tobisch (Михаэль Тобиш)
- Вышел из лесу медведь – мультфильм
- Сундуки – видео презентация проекта
- ДЕТИ живущие с ВИЧ – проект
- Первый мультфильм. - Методика создания мультфильма детьми.
- Краткая справка по деятельности Сидоровой Э.Э.
7. Список литературы
- Балабан М. А. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков..
- Гольдин А. М. К построению модели знания в парадигме М. А. Балабана
- Гольдин А. М. Образовательная система «Школа-парк»: теория и практика
- Леонтьева О. М. Деятельностный подход в образовании
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.
- Фридман Л.М. Формирование познавательных интересов у школьников.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.
- Шапошникова И.Г. Формирование познавательных интересов учащихся через организацию домашней работы
- Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе
- Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ - Division of Higher Education
- Материалы XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 27 – 28 июня 2007г.
- Информационные и коммуникационные технологии в образовании, под ред. И. В. Роберт.
- Материалы XX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 26 –27 июня 2009, г.Троицк
- Степанов Е.Н. «Воспитание в начале XXI века: тенденции развития»
- Материалы XXII Международной конференции Применение новых технологий в образовании, 29 - 30 июня 2011 г., г. Троицк
- Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф.
- HIV in Schools. Good practice guide to supporting children infected or affected by HIV.
- Василькова Ю.В. - Лекции по социальной педагогике. Теория и история
- Николаева Е. И. - Психология детского творчества.
- Международная научно-практическая конференция Дети и ВИЧ-инфекция. Материалы
- В.В. Морозов - Материалы Всероссийского конкурса "Каким должен быть детский дом сегодня"
- Кудинова Т. В - Социально-педагогическая поддержка ВИЧ- инфицированных детей в специализированных учреждениях
- Справочник Видаль
|
|