Этап
второй. Рисунок.
Вот мы и добрались до резерва. Ткань
натянута на рамочку, и на нее нужно нанести рисунок.
Уберите подложку
из бумаги, отложите ее, может, еще понадобится.
Поскольку все
нормальные люди есть нормальные люди, то я не рекомендую брать пример с
меня и наносить рисунок резервом на ткань сразу без предварительного
рисунка карандашом на бумаге. Поэтому, берем лист бумаги такого
размера, которого у нас должен получиться готовый рисунок. И рисуем
рисунок карандашом на этом листе. Затем подкладываем этот рисунок под
ткань так, чтобы он просвечивал через нее, закрепляем в нескольких
местах булавками, чтобы не съезжал, и обводим по контуру. Через креп,
шифон, и другие ткани рисунок будет просвечивать. И через тонкий хлопок
будет. А плотные ткани – это несколько сложнее, для начинающих лучше
пробовать на тонких. Для специалистов: под рамку с плотной тканью ставим
лампу направленного света и сводим рисунок.
Теперь у нас ткань с
рисунком на рамке. И этот рисунок мы будем обводить резервом.
Резерв –
это состав, который не позволяет краске растекаться по ткани. Мы будем
делать холодный батик, потому что это проще и доступнее всем желающим.
Небольшое
отступление для информации: Существует несколько видов батика —
горячий, холодный, узелковый, свободная роспись. Чем же отличается
холодный батик от горячего?
В технике Холодный батик
роль резерва выполняет специальный закрепитель, называемый резерв
(резервирующий состав, на основе парафина, бензина. Его можно
приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Существуют
как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится либо
специальными инструментами — стеклянными трубочками с резервуаром, либо
используется резервы в тюбиках, которые оснащены удлинённым носиком.
В
качестве резерва в горячем батике используется воск.
Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого
чантингом. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также
ограничивают её распространение. Горячий батик
называется горячим потому, что воск используется в «горячем»
расплавленном виде. Этот способ используется в основном для
раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с
поверхности ткани удаляется. Эффект росписи достигается благодаря
послойному нанесению краски.
Узелковый – это когда
ткань окрашивается анилиновыми красителями, а перед окрашиванием
складывается определенным образом, завязывается узелками.
Свободная
роспись – это чем кто хочет кто во что горазд и красителями и
резервом и краской масляной все в кучу, у художников получаются
замечательные оригинальные неповторимые результаты.
Продолжаем.
Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Их легче купить, чем
приготовить. Было когда то советское время, и все было страшным
дефицитом, и мешали мы бензин с парафином… фу, какой ужасный запах. А
сейчас все просто – пошел и купил за 40 - 50 рублей баночку резерва
бесцветного. Если хочется цветной, тоже пожалуйста, хотя я делаю цветные
резервы путем добавления в бесцветный небольшого количества масляной
краски. Цвет получить можно любой, если получился густой, то
разбавляется бензином ОЧИЩЕННЫМ (для зажигалок). Но это мой каприз,
потому как выбор большой всех цветов в продаже есть. Они продаются в
баночках и в тюбиках. (На фото все повернуто этикетками от нас, потому
как это не рекламная статья и никакой производитель красок и прочего
здесь не при чем.)
Из баночек наносятся на ткань рейсфедером - стеклянными трубочками с
резервуаром, из тюбиков просто выдавливаются сразу на ткань. Резерв
наносим непрерывной линией. Принцип такой: Лучше
несколько раз по одному месту, чем ни разу! Если Вы первый
раз, то возьмите подкрашенный или цветной резерв, его лучше видно, чем
бесцветный.
Для картинок можно использовать любые резервы. А для
одежды лучше те, что в баночках, потому как красивые объемные резервы из
тюбиков могут облезть при стирке изделия. Кроме того, те, что наносятся
рейсфедером, жидкие, хорошо пропитывают ткань насквозь, и вероятность
дальнейшего протекания краски минимальна. А из тюбика резерв обычно
объемный и красивый, он проще наносится, но сложнее контролировать
сквозное пропитывание ткани. Есть, конечно, способы: например, мыльным
раствором можно проверить, но начинающим рекомендую нанести контур
жидким резервом, а объемным из тюбика, если хочется, обвести контуры в
конце работы, поверх нанесенной краски.
КОНТУРЫ РИСУНКА ДОЛЖНЫ БЫТЬ
ЗАМКНУТЫМИ!
От резерва до резерва растечется краска, и она заполнит всю огороженную
для нее поверхность. Если контур не замкнуть, то потечет краска дальше
куда сама захочет, и поймать ее будет ООООчень трудно.
Нанесли контур
и поставили его сохнуть. До полного высыхания жидкого резерва обычно
час, густого из тюбиков три, пять часов. Но Вам торопиться некуда,
поставьте работу до завтра и будьте спокойны, за ночь точно высохнет.
А
потом возьмете краски для батика, палитру в виде тарелочки или формочек
из коробок с конфетами, и разукрасите свой батик по своему вкусу, как
Вам нравится.
Если
сомневаетесь, как его разукрасить, то достаньте отложенную бумагу с
рисунком, возьмите акварельные или другие краски для бумаги и
разукрасьте сначала бумагу. Посмотрите. Если понравилось, то также
разукрашиваем ткань. Техника разукрашивания проста, кисточкой краску
капнул – она течет себе до контуров. Это на крепе, на других хуже течет,
но все равно растечется в итоге. Главное, не заехать кисточкой
за контур на те места, где не должно быть краски.
Про
краски. Они тоже разные. Есть такие, которые нужно запаривать, их лучше
использовать для горячего батика, но можно и для холодного на картинки,
которые стирать и мочить никто никогда не будет. А есть с меткой АКРИЛ,
они запариваются утюгом. Вот их очень удобно использовать для росписи
одежды. Они чуть дороже, но ассортимент!!! Даже если Вы никогда не умели
и не умеете и не собираетесь учиться смешивать краски, то ими можно
получить любой цвет в готовом виде за Ваши деньги. В моей палитре 10
баночек и этого достаточно много даже при моих бесконечных
экспериментах.
Вот и все, самая приятная часть работы закончилась.
Рисунок выполнен и сохнет на рамке с кнопками… Продолжение следует.