РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Совместного обучения детей и их родителей
Изобразительное искусство и прикладное творчество.
Срок реализации: 1 год
Возраст детей 6-9 лет (желательно по группам 6-7 лет, 7-8 лет, 8-9 лет). Возраст родителей неограничен.
Составила: Э.Э Сидорова
Тольятти, 2009г.

Тема 1. Учимся изображать и украшать.
Тема 2. Украшаем быт.
Тема 3. Архитекторы и декораторы.
Тема 4. Художник театра
 

Предисловие
В настоящее время система Российского образования опирается на убеждение, что у детей есть родители, и именно они должны воспитывать, развивать, а, зачастую, и учить своих чад. Времена советские, когда педагог был морально ответственен за продукт своей работы отошли в прошлое. Теперь все проще: родитель платит, учитель выставляет оценки, а результаты вы увидите через много лет, когда уже будет поздно что-либо менять. Кроме того, среди учителей распространено убеждение, что не каждый ребенок одарен творческими способностями от природы, а поэтому формируется точка зрения, что эти способности возможно развить лишь незначительно. Учитель в большей степени стремится просвещать детей, знакомить их с образцами искусства и обучать простейшим навыкам обращения с карандашом, кистью, красками и т.д., нежели чем творить. Кроме того, распространена практика, когда преподавание изобразительного искусства в детских садах и младших классах школ отдано воспитателю или тому же педагогу, который преподает чтение и математику. Данный педагог очень редко обладает высоким уровнем подготовки по данному направлению, что объективно приводит к невозможности в основном образовательном процессе привить детям художественные навыки и понимание искусства.
Мы можем сколько угодно сетовать, а можем научиться сами и научить своих детей. И эта программа разработана для обучения детей и родителей с понятной, видимой, контролируемой работой педагога и предполагаемой заинтересованностью и желанием родителей помочь своим детям получить эстетическое развитие.
Есть народная поговорка «Яблочко от яблоньки далеко не падает», и сколько бы родитель не хотел, чтобы ребенок учился, рисовал, творил, мастерил, если сам он будет лежать у телевизора, то ребенок научится лежать у телевизора. У него отложится стереотип, что вот это пока маленький нужно учиться, а вырасту большой и буду, как взрослый, ходить на работу, лежать у телевизора и пить пиво по выходным. А учитывая, что на работе родителя ребенок не видит, и что там родитель делает, не понимает, то растет он с достаточно ограниченными возможностями собственного развития.
Моя программа направлена на искоренение такого пробела в развитии детей и на помощь родителям в организации процесса развития, обучения и досуга семьи.
Программа содержит занятия, обучающие изобразительному искусству, дает основы понимания видов и средств изобразительного искусства и творчества, включает азы
компьютерной графики, как области практической деятельности художника. Современный ребенок имеет постоянный опыт общения с компьютером. К сожалению, данный опыт зачастую не дает ребенку нужных в жизни знаний и навыков, а больше отвлекает его внимание от окружающей жизни. Вместо осознания компьютера как инструмента работы и творчества, присутствует осознание его как развлекательной чудо-машины. Это в корне неправильно. Поэтому, в программу введены начальные уроки освоения графических, анимационных программ и программ трехмерного построения, признанные дать правильное формирование у ребенка отношения к компьютеру. 

 


Пояснительная записка
Программа включает в себя основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, зрелищные, компьютерные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с жизнью общества и человека.
Программа включает использование современных технологий, а именно: признается, что с помощью компьютера можно создавать художественные вещи, что язык математики тоже может являться языком изображения, языком творчества.

Цель программы:
Научить родителей и детей процессу самообучения и творческого саморазвития.
Укрепить взаимопонимание между детьми и родителями. Поддерживать здоровый климат в семье, основанный на совместных интересах родителя и ребенка. Укрепление семьи. Обеспечение правильного самостоятельного понимания родителями возможностей и способностей своего ребенка.
Обеспечить понимание детьми основ художественной деятельности, добиться осмысления родителями прочной взаимосвязи различных видов искусств, объединения многообразия видов искусства в единую систему «по принципу вида художественной деятельности» (Б.М. Неменский). Обеспечить понимание различий между видами и средствами художественной деятельности. Добиться от детей и родителей выявления связей с искусством в процессе ежедневной жизни, определения роли искусства в повседневном бытии, в жизни общества.

Задачи:
Развитие творческого, образного, пространственного мышления.
Формирование навыков использования различных инструментов для творчества, созидания, реализации своих способностей.
Формирование культуры восприятия и умения отличать, что является искусством и культурой и что не является таковым.
Воспитание настойчивости в достижении цели, ответственности за свою работу.
С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Важно, чтобы коллективное художественное творчество нашло применение в оформлении окружающего пространства.

Основные принципы образовательной программы:
Принцип обучения построен на системе передачи знаний и умений от преподавателя родителю и ребенку, и дальнейшем закреплении знаний и умений у ребенка посредством активного участия родителя.
Обучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности. Основополагающим признается то, что приобретение умений и навыков изобразительного искусства делает возможным приобщение человека к образцам мировой художественной культуры, а никак не наоборот.
Обучающиеся анализируют и соотносят результаты собственного творчества с работами других, и получают возможность совместного применения мастерства для украшения и построения жизни.
В ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т.д.

Формы и режим занятий.
Занятия с детьми проводятся в дневное и вечернее время. Большинство занятий рекомендуется проводить в игровой форме, прививая ребенку знания незаметно для него самого, в процессе обсуждения, дискуссии, ответов на вопросы.
Для успешной реализации программы необходимо постоянно обеспечивать непрерывность поступательного развития учащихся. По возможности, все занятия проводятся одним преподавателем.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
«В результате изучения программы обучающиеся (взрослые в большей степени, дети получают начальные понятия, предполагается, что по мере взросления детей взрослые передадут детям полный объем полученных ими знаний и умений):
осваивают основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
развивают свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость, …фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;» (Б.М. Неменский)
знакомятся с выразительными возможностями традиционных художественных материалов: краски, мелки, пластилин, бумага, и инновационных технологий.
приобретают начальное понимание построения интерфейсов компьютерных программ и первичные навыки работы в графическом редакторе FhotoShop.
«приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества;
овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
обретают первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;
обретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
приобретают представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
Результативность программы и итоги ее реализации определяются достижениями обучающихся в различных видах искусства и художественной деятельности, участием в выставках, творческих фестивалях, тематических конференциях и т.д.

Содержание образовательной программы
Обучающиеся знакомятся с доступными изобразительными и прикладными средствами практически (карандаш, кисть, краски, пластилин, глина, нитки, природные материалы, компьютерные графические средства) и с недоступными теоретически. Учащиеся работают определенными материалами, получают первичное освоение этих материалов.
Программа выстроена таким образом, чтобы учащиеся начали освоение изобразительных средств постепенно, от самых простых к более сложным. От первых занятий и далее учащиеся пополняют свой запас знаний инструментов изображения и умений ими пользоваться, постоянно в процессе практических занятий совершенствуясь во владении инструментарием.
Занятия проходят в игровой форме в непринужденной обстановке общения и сравнивания достижений детей.
Особый смысл имеют обобщающие уроки: в них учащиеся оценивают свои достижения по пройденной теме, анализируют удачи и ошибки. К обобщающим урокам готовится коллективный просмотр работ учащихся, выставочные экспозиции работ учащихся. Уделяется особое значение показу практического применения творчества в жизни и быту людей.

Вводное занятие.
Занятия проводятся два раза в неделю, на первом занятии педагог дает тему, которую усваивает родитель и понимает ребенок, до следующего занятия в течение трех дней родитель закрепляет знание темы у ребенка, на втором занятии все добиваются результата. Если результата не получилось, то по желанию родителей время на изучение данной темы продлевается. Также по желанию родителей и детей проводятся теоретические и практические занятия для углубления знаний и понимания темы.

Открыть программу в PDF

Скачать программу с иллюстрациями и приложениями